Демаркация очевидности и конструкции как основание ответа на вопрос о бытии и истине в философии

  • Илья Игоревич Докучаев Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Аннотация

В статье вскрывается предпосылка ключевых вопросов философии: вопроса о бытии и вопроса об истине. Она рассматривается как проблема демаркации очевидности и конструкции, достигаемой в ходе сомнения в бытии какого-либо сущего или интуитивных переживаний его бытия. Это приводит к формированию очевидных (истинных) высказываний об этом бытии и сущем, на основании которых конструируются (гипостазируются) иные формы сущего. Несмотря на то что конструкция и очевидность не могут быть отделены друг от друга и образуют специфическую антиномию, есть путь построения шкалы модификации основания их различения, крайние полюса которой будут занимать идеальные типы, а середину — реальное положение дел. Это реальное положение дел выражается в форме четырех синтетических типов сущего. Понимание бытия как отношения между субъектом и объектом, каждый из агентов которого может переживаться с очевидностью и конструироваться, приводит к формированию региональной онтологии, включающей субъективные (очевидность человека и конструкцию общества) и объективные формы (очевидность природы и конструкцию культуры) сущего. Непосредственность и достоверность оказываются ключевыми свойствами очевидности, а разрыв с ними — конструкции, которая выполняет задачу практического разрешения теоретических проблем. Именно конструкции представляют собой такие важнейшие исторические формы культуры, как рефлексию сущего в форме ценностей, научных теорий и художественных образов, а также его трансформацию в ходе производственной деятельности. Особую роль в этой практике играет синтез рефлексии и трансформации — перформанс, претендующий на создание условного, но более подлинного, чем реальное, бытия. История человечества есть история отказа от очевидности в пользу конструкции, но этот отказ одновременно оборачивается и отказом от подлинных свойств человека в пользу эфемерных. Цель современной философии трактуется как освобождение очевидности от конструкций. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова:

бытие, истина, очевидность, конструкция, сущее, экзистенция, человек, общество, культура, природа, переживание

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература

Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. С. 125–467.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 63–368.

Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1. С. 286–298.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник’88. М.: Наука, 1988. С. 230–252.

Декарт Р. Размышления о первой философии. // Декарт Р. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. С. 3–72.

Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики // Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. С. 90–129.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Московский Клуб, 1992. 395 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998. 315 с.

Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: Онтология в системно-синергетическом осмыслении. СПб.: Логос, 2006. 414 с.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.

Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. M.: URSS, 2015. 512 с.

Латур Б. Нового времени не было. СПб.: Европейский университет в С.-Петербурге, 2006. 296 с.


References

Feyerabend P. Protiv metodologicheskogo prinuzhdeniia [Against Method. Outline of an anarchistic theory of knowledge]. Feyerabend P. Izbrannye trudy po metodologii nauki [Selected works on the methodology of science]. Moscow, Progress Publ., 1986, pp. 125–467. (In Russian)

Aristotle. Metafizika [Metaphysics]. Aristotle. Sochineniia [Works], in 4 vols. Vol. 1. Moscow, Mysl’, 1976, pp. 63–368. (In Russian)

Parmenid [Parmenides]. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov [Fragments of the early Greek philosophers]. Part 1. Moscow, Nauka, 1989, pp. 286–298. (In Russian)

Thomas Aquinas. O sushchem i sushchnosti [On Being and Essence]. Istoriko-filosofskii ezhegodnik’88 [Yearbook of History of Philosophy — 88]. Moscow, Nauka, 1988, pp. 230–252. (In Russian)

Descartes R. Razmyshleniia o pervoi filosofii [Meditations on First Philosophy]. Descartes R. Sochineniia [Works], in 2 vols. Vol. 2. Moscow, Mysl’, 1994, pp. 3–72. (In Russian)

Tarski A. Semanticheskaia kontseptsiia istiny i osnovaniia semantiki [The Semantical Concept of Truth and the Foundations of Semantics]. Analiticheskaia filosofiia: stanovlenie i razvitie [Analytical philosophy: the establishment and development]. Anthology. Moscow, Progress Publ., 1998, pp. 90–129. (In Russian)

Schopenhauer A. Mir kak volia i predstavlenie [The World as Will and Representation]. Moscow, Moskovskii Klub Publ., 1992. 395 p.

Husserl E. Kartezianskie razmyshleniia [Cartesian Meditations]. St. Petersburg, Nauka, 1998. 315 p. (In Russian)

Kagan M. S. Metamorfozy bytiia i nebytiia: Ontologiia v sistemno-sinergeticheskom osmyslenii [Metamorphosis of being and nothingness: Ontology in system-synergetic understanding]. St. Petersburg, Logos Publ., 2006. 414 p. (In Russian)

Heidegger M. Bytie i vremia [Being and Time]. Moscow, Ad Marginem Publ., 1997. 451 p. (In Russian)

Chalmers D. Soznaiushchii um: V poiskakh fundamental’noi teorii [The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory]. Moscow, URSS Press, 2015. 512 p. (In Russian)

Latour B. Novogo vremeni ne bylo [We have never been modern]. St. Petersburg, St. Petersburg European University Press, 2006. 296 p. (In Russian)
Опубликован
2017-09-05
Как цитировать
Докучаев, И. (2017). Демаркация очевидности и конструкции как основание ответа на вопрос о бытии и истине в философии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(3), 296–306. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.305