Реальное как проблема в учении о знании И. Г. Фихте

  • Martin Bunte Вестфальский университет им. Вильгельма, Федеративная Республика Германия, Д-48143, Мюнстер, Юханштрассе, 1

Аннотация

Фихте в работе «Основные черты современной эпохи» («Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters») описывает трехступенчатую структуру мировой истории. В первую эру мировой истории разум выступает в виде инстинкта и авторитета, и поэтому основания убеждений, достигнутых с их помощью, остаются скрытыми от него самого. Это обстоятельство, по Фихте, объясняет отсутствие в ту эру науки. Наш век, в его изложении, представляет собой поворотный момент, в который начинается подъем разума. Этот подъем, т. е. освобождение разума от формы инстинкта, заключается в том, что данная эпоха в принципе познает идею науки как ясного себе понимания. Однако в этом познании своей собственной природы эта трансисторическая эпоха все же не постигает реальную науку, действительно определяющий разум, понимая науку лишь формально. Новая эра, которая вскоре должна наступить, будет, по мнению Фихте, «эпохой науки разума», в которую философия решит все проблемы обоснования. Это станет основой для поступательного систематического прогресса науки. Несмотря на бесспорный прогресс, совершенный наукой со времен Фихте, эта цель не достигнута и по сей день. В статье автор стремится показать, почему «наука знания» до сих пор не исполнила данные Фихте обещания. Ответ на этот вопрос кроется в нерешенности некоторых проблем  трансцендентальной философии в целом и философии Фихте в частности. А именно: Фихте не смог окончательно решить проблему трансцендентального схематизма, поскольку не продемонстрировал разделение мышления и созерцания. Кроме того, в статье указывается на возможное решение этих проблем, которое заключается в преодолении трансцендентального схематизма.

Ключевые слова:

Фихте, философия истории, трансцендентальная философия, система, схематизм

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

References

Fichte, J. G. (1846), “Grundzuge des gegenwartigen Zeitalters”, in . Fichtes Werke, ed. Fichte, I. H., Bd. 7, Veit und Comp., Berlin, Prussia, S. 3–256.

Oesterreich, P. and Traub, H. (2006), Der ganze Fichte. Die populare, wissenschaftliche und metaphilosophische Erschlie.ung der Welt, Kohlhammer, Stuttgart, Germany.

Kant, I. (1923), Kant‘s gesammelte Schriften, ed. Preu.ische Akademie der Wissenschaften, Bd. 8, Walter de Gruyter, Berlin, Germany.

Kant, I. (1999), „Mutma.licher Anfang der Menschengeschichte”, in Kant, I., “Was ist Aufklarung?”, Ausgewahlte kleine Schriften, Meiner, Hamburg, Germany, S. 28–44.

Kant, I. (1998), Kritik der reinen Vernunft, Meiner, Hamburg, Germany.

Kant, I. (1999), “Verkundigung des nahen Abschlusses eines Traktates zum ewigen Frieden in der Philosophie”, in Kant, I., “Was ist Aufklarung?”Ausgewahlte kleine Schriften, Meiner, Hamburg, Germany, S. 77–87.

Fichte, J. G. (1986), Die Wissenschaftslehre. Zweiter Vortrag im Jahre 1804, Meiner, Hamburg, Germany.2018).
Опубликован
2019-03-26
Как цитировать
Bunte, M. (2019). Реальное как проблема в учении о знании И. Г. Фихте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 25-31. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.102