Концепции интегрального гуманизма: Жак Маритен, Владимир Соловьев и история прав человека

  • Рэндалл А. Пул Колледж Св. Схоластики, США, 55811, Миннесота, Дулут, Кенвуд Авеню, 1200

Аннотация

Сегодня как история, так и философское обоснование прав человека — вопросы оживленных научных дискуссий. Одной из видных фигур в подобных дебатах является Самуэль Мойн, профессор права и истории Гарвардского университета. Он утверждает,
что всеобщие права человека — относительно недавняя концепция, они возникли в 1940-х годах и представляют собой продукт, в частности, католической философии той эпохи. «Изобрел» права человека католический мыслитель Жак Маритен. Он был одним из основателей французского философского движения, известного как персонализм, который он создал в своем собственном христианском (или «целостном») гуманизме. К 1940 г. он превратил интегральный гуманизм в явную и надежную защиту прав человека. В 1948 г. появилась Всеобщая декларация прав человека, а Маритен был одним из ее интеллектуальных архитекторов. Однако за десятилетия до Маритена другая традиция христианского персонализма уже превратилась в теорию прав человека. Это был российский неоидеализм. В конце XIX и начале XX вв. он сочетал православный христианский персонализм с кантианской концепцией человеческого достоинства, чтобы создать теоретически изощренную защиту прав человека. Ведущей фигурой в этом развитии был величайший религиозный философ России Владимир Соловьев. После русской революции интеллектуальное наследие Соловьева и русского неоидеализма было передано Николаем Бердяевым и русской философской эмиграцией в межвоенную Францию, где оно помогло сформировать среду, в которой сложилась мысль Маритена. Действительно, «интегральный гуманизм» Маритена поразительно похож на христианский гуманизм Соловьева.

Ключевые слова:

человеческое достоинство, права человека, либерализм, персонализм, христианский гуманизм, русский неоидеализм, обожествление, богочеловечество, Кант, Жак Маритен, Владимир Соловьев, Николай Бердяев

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
 

Литература

References/Литература

Moyn, S. (2010), The Last Utopia: Human Rights in History, Harvard University Press, Cambridge, MA, USA.

Moyn, S. (2015), Christian Human Rights, University of Pennsylvania Press, Philadelphia, PA, USA.

Moyn, S. (2011), “Personalism, Community, and the Origin of Human Rights,” in Hoffman, S.-L., ed., Human Rights in the Twentieth Century, Cambridge University Press, Cambridge, UK, pp. 85–106.

Maritain, J. (1996), Integral Humanism, in Maritain, J., Integral Humanism, Freedom in the Modern World, and a Letter on Independence, ed. by Bird, O., transl. by Bird, O., Evans, J. and O’Sullivan, R., University of Notre Dame Press, Notre Dame, IN, USA, pp. 143–345.

Maritain, J. (1962), “The Conquest of Freedom,” in Gallagher, D. and Gallagher, I., eds, The Education of Man: The Educational Philosophy of Jacques Maritain, Doubleday, Garden City, NY, USA, pp. 159–179.

Maritain, J. (2011), The Rights of Man and Natural Law, in Maritain, J., Christianity and Democracy, The Rights of Man and Natural Law, transl. by Anson, D. C., intro. Gallagher, D. A., Ignatius Press, San Francisco, CA, USA, pp. 63–138.

Maritain, J. (1951), Man and the State, University of Chicago Press, Chicago, IL, USA.

Rosen, M. (2012), Dignity: Its History and Meaning, Harvard University Press, Cambridge, MA, USA.

UNESCO (1949), Human Rights: Comments and Interpretations, intro. Maritain, J., Columbia University Press, New York, NY, USA.

Lauren, p. G. (2011), The Evolution of International Human Rights: Visions Seen, 3rd ed., University of Pennsylvania Press, Philadelphia, PA, USA.

McInerny, R. (2003), The Very Rich Hours of Jacques Maritain: A Spiritual Life, University of Notre Dame Press, Notre Dame, IN, USA.

Maritain, J. (2007), “Jacques Maritain: The Grounds for an International Declaration of Human Rights” (1947), in Ishay, M., ed., The Human Rights Reader, 2nd ed., Routledge, New York, NY, USA, pp. 2–6.

Emerson, C. (2014), “Jacques Maritain and the Catholic Muse in Lourie’s Post-Petersburg Worlds,” in Moricz, K. and Morrison, S., eds, Funeral Games in Honor of Arthur Vincent Lourie, Oxford University Press, Oxford, UK, pp. 196–268.

Iswolsky, H. (1942), Light Before Dusk: A Russian Catholic in France, 1923–1941, Longmans, Green and Co., New York, NY, USA.

Iswolsky, H. (1985), No Time to Grieve: An Autobiographical Journey, The Winchell Company, Philadelphia, PA, USA.

Walicki, A. (1987), Legal Philosophies of Russian Liberalism, Oxford University Press, Oxford, UK.

Hoffman, S.-L. (2011), “Introduction: Genealogies of Human Rights,” in Hoffman, S.-L. (ed.), Human Rights in the Twentieth Century, Cambridge University Press, Cambridge, UK, pp. 1–26.

Valliere, p. (2000), Modern Russian Theology. Bukharev, Soloviev, Bulgakov. Orthodox Theology in a New Key, William B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, MI, USA.

Gustafson, R. F. (1996), “Soloviev’s Doctrine of Salvation,” in Kornblatt, J. K. and Gustafson, R. F., eds, Russian Religious Thought, University of Wisconsin Press, Madison, WI, pp. 31–48.

Poole, R. (2017), “The Defense of Human Dignity in Nineteenth-Century Russian Thought,” in Goldfrank, D., Nollan, V., and Spock, J. (eds), Iosif Volotskii and Eastern Christianity: Essays Across Seventeen Centuries, New Academia Publishing, Washington, D.C., USA, pp. 271–305.

Poole, R. (2010), “Vladimir Soloviev’s Philosophical Anthropology: Autonomy, Dignity, and Perfectibility,” in Hamburg, G. M. and Poole, R. A., eds, A History of Russian Philosophy, 1830–1930: Faith, Reason, and the Defense of Human Dignity, Cambridge University Press, Cambridge, UK, pp. 131–149.

Soloviev, V. (1911a), “Kritika otvlechennykh nachal” [Critique of Abstract Principles], in Soloviev, S. M. and Radlov, E. L., eds, Sobranie sochinenii Vladimira Sergeevicha Solovieva [Collected Works of Vladimir Sergeevich Soloviev], 2nd ed., 10 vols., vol. 2, Prosveshchenie Publ., St. Petersburg, Russia, pp. iii–397.

Soloviev, V. (1911b), “Istoricheskie dela filosofii” [The historical deeds of philosophy], in Soloviev, S. M. and Radlov, E. L., eds, Sobranie sochinenii Vladimira Sergeevicha Solovieva [Collected Works of Vladimir Sergeevich Soloviev], 2nd ed., 10 vols., vol. 2, Prosveshchenie Publ., St. Petersburg, Russia, pp. 401–413.

Frank, S. L. (1950), “Introduction,” in Frank, S. L., ed., A Solovyov Anthology, transl. by Duddington, N., SCM Press, London, UK, pp. 9–31.

Smith, O. (2011), Vladimir Soloviev and the Spiritualization of Matter, Academic Studies Press, Boston, MA, USA.

Poole, R. (2014), “Kant and the Kingdom of Ends in Russian Religious Thought (Vladimir Solov’ev),” in Michelson, P. L. and Kornblatt, J. D., eds, Thinking Orthodox in Modern Russia: Culture, History, Context, University of wisconsin Press, Madison, WI, USA, pp. 215–234.

Solovyov, V. (2005), The Justification of the Good: An Essay on Moral Philosophy, transl. by Duddington, N. A., ed. and annotated Jakim, B., William B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, MI.

Michelson, P. L. (2007), “In the Image and Likeness of God: The Patristic Tradition of Human Dignity and Freedom in Nineteenth-Century Russia,” in Michelson, P. L. “The First and Most Sacred Right”:Religious Freedom and the Liberation of the Russian Nation, 1825–1905. PhD dissertation, University of Wisconsin, Madison, pp. 29–92.

Soloviev, V. (2000), “Law and Morality: Essays in Applied Ethics”, in Wozniuk, V., ed. and transl., Politics, Law, and Morality. Essays by V. S. Soloviev, Yale University Press, New Haven, CT, USA, pp. 131–212.

Valliere, P. (2006), “Vladimir Soloviev (1853–1900)”, in Witte, J. and Alexander, F., eds, The Teachings of Modern Christianity on Law, Politics, and Human Nature, in 2 vols., vol. 1, Columbia University Press, New York, NY, USA, pp. 533–575.

Pribytkova, E. (2012), “Natural Law and Natural Rights according to Vladimir Solovyov and Jacques Maritain”, in Bruning, A. and van der Zweerde, E. (eds), Orthodox Christianity and Human Rights, Peeters, Leuven, Belgium, pp. 69–82.

Laubier, D. P. de, ed. (2008), Vladimir Soloviev, Jacques Maritain: Le personnalisme chretien, Les Presses universitaires de l’IPC, Paris, France.

Poole, R., ed. and transl. (2003), Problems of Idealism: Essays in Russian Social Philosophy, Yale University Press, New Haven, CT, USA.

Struve, P. B. (1901), “V chem zhe istinnyi natsionalizm?” Voprosy filosofii i psikhologii, vol. 12, no. 4, book 59, pp. 493–528.

Pipes, R. (1970), Struve: Liberal on the Left, 1870–1905, Harvard University Press, Cambridge, MA, USA.

Struve, P. B. (1908), “Velikaia Rossiia: Iz razmyshlenii o probleme russkogo mogushchestva” [Great Russia. Some reflections about the problem of Russian power], Russkaia mysl’, vol. 29 (January), pp. 143– 157.

Pipes, R. (1980), Struve: Liberal on the Right, 1905–1944, Harvard University Press, Cambridge, MA, USA.
Опубликован
2019-03-28
Как цитировать
Пул, Р. (2019). Концепции интегрального гуманизма: Жак Маритен, Владимир Соловьев и история прав человека. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 92-106. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.108