Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании

  • Елена Алексеевна Степанова Уральский федеральный университет, Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

Аннотация

В статье анализируется смысл понятия «секулярность» в социально-культурном контексте Дании, являющейся одной из самых секулярных наций в мире, притом что Евангелическая лютеранская церковь там имеет статус государственной. Особое положение Folkekirke закреплено в конституции страны 1953 г., оговаривающей государственные гарантии по созданию благоприятных условий для ее деятельности, а также частичное финансирование. В то же время конституция провозглашает свободу вероисповедания. Это обстоятельство в качестве предмета исследования порождает многие теоретические проблемы, связанные, в первую очередь, с уточнением смысла используемых в нем основных понятий и специфики их применимости к социально-культурной ситуации каждой конкретной страны. С точки зрения типологии секулярности, Дания обычно рассматривается как промежуточная модель между британской системой «установленной» (established) церкви и французским принципом läicité. В  статье термин «секулярность» рассматривается в свете современных академических дискуссий о теории секуляризации, о множественных модерностях и множественных секулярностях; последняя подразумевает одновременное существование различных типов секулярности, формирующихся в рамках культурно-исторических традиций той или иной страны и постоянно изменяющихся под влиянием возникающих социетальных реальностей. Представлен критический обзор некоторых наиболее популярных теоретических версий, существующих в западных исследованиях религии, где делается попытка объяснения причин и характера секулярности в Дании, а также в других странах Северной Европы. Автор делает вывод о том, что рассмотренные варианты в целом не противоречат друг другу, но дополняют друг друга и демонстрируют тот факт, что адекватная интерпретация всякого сложного явления не должна быть односторонней и замкнутой в пределах какой-то одной предметной области.

Ключевые слова:

секулярность, религиозность, Церковь датского народа, множественные секулярности, скрытая сакральность, культурная религиозность

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
 

Литература

Литература

Fukuyama F. The Origins of Political Order: From Prehuman Times to the French Revolution. New York: Farrar, Straus, and Giroux, 2011. 631 p.

Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries / ed. I. Furseth. London: Palgrave Macmillan, 2017. 358 p.

Wilson B. Contemporary Transformations of Religion. Oxford: Oxford University Press, 1976. 116 p.

Bruce S. God is Dead: Secularization in the West. Hoboken: Blackwell Publishing, 2002. 288 p.

Малахов В. И. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 232 с.

Узланер Д. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1 (30). С. 8–32.

Berger P., Davie G., Fokas E. Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations. Surray: Ashgate, 2008. 168 р.

Comparative Secularisms in a Global Age / eds L. E. Cady, E. Sh. Hurg. London: Palgrave Macmillan, 2010. 293 p.

Varieties of Secularism in a Secular Age / eds M. Warner, J. VanAntwerpen, C. J. Calhoun. Cambridge: Harvard University Press, 2010. 337 p.

Global Secularisms in a Post-Secular Age, eds M. Rectenwald, R. Almeida, G. Levine. Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2015. 355 p.

Secularisms in a Postsecular Age? Religiosities and Subjectivities in Comparative Perspective / eds J. Mapril, R. Blanes, E. Giumbelli, E. K. London: Palgrave Macmillan, 2017. 300 p.

Eisenstadt S. Multiple Modernities // Daedalus. 2000. No. 129. P. 1–29.

Wagner P. The End of European Modernity? // Changing Societies & Personalities. 2017. No. 1 (2).P. 128–135. DOI: https://doi.org/10.15826/csp.2017.1.2.009

Burchardt M., Wohlrab-Sahr M. “Multiple Secularities: Religion and Modernity in the Global Age” — Introduction // International sociology. 2013. No. 28 (6). P. 605–611.

Wohlrab-Sahr M., Burchardt M. Multiple Secularities: Toward a Cultural Sociology of Secular Modernities// Comparative Sociology. 2012. No. 11. P. 875–909.

Зудов Ю. В. Государство и церковь в Дании: история и современность // Новая и новейшая история. 2010. № 4. С. 63–76.

Christoffersen L. State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century // Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives / eds L. Christoffersen, K. A. Modeer, S. Andersen, N. V. Vinding. Copenhagen: Djof Publishing, 2010. P. 563–592.

Nielsen M. V., Kuhle, L. Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions? // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (2). P. 173–188.

Christoffersen L. Denmark // Encyclopedia of Law and Religion / eds G. Robbers and W. C. Durham. Leiden: Brill Academic Publishers, 2015. P. 301–305.

Ostergaard U. Denmark: A Small Big State —The Peasant Roots of Danish Modernity // National Identity and Varieties of Capitalism. The Danish Experience / eds J. L. Campbell et al. Copenhagen: DJOF Publishing, 2006. P. 51–98.

Jenkins R. Being Danish: Paradoxes of Identity in Everyday Life. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2012. 355 p.

Thorkildsen D. West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / eds T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 85–101.

Куропаткина (Зеленова) О. В. «Народные университеты» и учение Николая Грунтвига о преображении мира // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. 2017. № 12 (4/170).

Allchin A. M. N. F. S. Grundtvig: An Introduction to his Life and Thought. Aarhus: Aarhus University Press, 1997. 338 p.

Riis O. Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (1). P. 19–36.

Berg-Sorensen A. The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis. // Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations / eds L. Christoffersen, H. R. Iversen, H. Petersen and M. Warburg. London: Routledge, 2016. P. 207–214.

Nielsen J. Islam in Denmark: The Challenge of Diversity. Lanham: Lexington Books, 2012. 261 p.

Rydstrom J. Odd Couples. A History of Gay Marriage in Scandinavia. Amsterdam: Aksant, 2011. 246 p.

Casanova J. The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective // Secular and Sacred?: The Scandinavian Case of Religion in Human Rights, Law and Public Space / eds T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 21–33.

Breemer R. van den, Casanova J., Wyller T. Introduction // Secular and Sacred?: The Scandinavian Case of Religion in Human Rights, Law and Public Space / eds T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 9–20.

Witte J. “God is Hidden in the Earthly Kingdom”: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / eds T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 56–84.

Exploring the Multitude of Muslims in Europe: Essays in Honour of Jorgen S. Nielsen / eds N. V. Vinding, E. Racius, J. Thielmann. Leiden: Brill, 2018. 270 p.

Inglehart R. Evolutionary Modernization Theory: Why People’s Motivations are Changing // Changing Societies & Personalities. 2017. No. 1 (2). P. 136–151. DOI: https://doi.org/10.15826/csp.2017.1.2.010

Zuckerman Ph. Why are Danes and Swedes So Irreligious? // Nordic Journal of Religion and Society. 2009. No. 22 (1). P. 55–69.

Zuckerman Ph. Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us About Contentment. New York, NY: New York University Press, 2008. 248 p.

Levisen C. Cultural Semantics and Social Cognition: A Case Study on the Danish Universe of Meaning. Berlin: Walter de Gruyter, 2013. 353 p.

Zuckerman P. Contrasting Irreligious Orientation: Atheism and Secularity in the USA and Scandinavia // Approaching Religion. 2012. No. 2 (1). P. 8–20.

Rosen I. I’m a believer — but I’ll be damned if I’m religious: Belief and religion in the Greater Copenhagen area: A focus group study // Lund Studies in Sociology of Religion. 2009. Vol. 8. 201 p.

References

Fukuyama, F. (2011), The Origins of Political Order: From Prehuman Times to the French Revolution, Farrar, Straus, and Giroux, New York, NY, USA.

Furseth, I. (ed.) (2017), Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries, Palgrave Macmillan, London, UK.

Wilson, B. (1976), Contemporary Transformations of Religion, Oxford University Press, Oxford, UK.

Bruce, S. (2002), God is Dead: Secularization in the West, Blackwell Publishing, UK.

Malakhov, V. I. (2014), Kul’turnye razlichiia i politicheskie granitsy v epokhu global’nykh migratsii [Cultural Differences and Political Borders in the Epoch of Global Migrations], Novoe literaturnoe obozrenie Publ., Moscow, Russia.

Uzlaner, D. (2012), “Ot sekuliarnoi sovremennosti k ‘mnozhestvennym’: sotsial’naia teoriia o sootnoshenii religii i sovremennosti” [From Secular Modernity to Multiple Modernities: Social Theory on the Correlation of Religion and Modernity], Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 30, no. 1, pp. 8–32.

Berger, P., Davie, G. and Fokas, E. (2008), Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations, Ashgate, Surray, UK.

Cady, L. E. and Hurg, E. Sh. (eds) (2010), Comparative Secularisms in a Global Age, Palgrave Macmillan, London, UK.

Warner, M., VanAntwerpen, J. and Calhoun, C. J. (eds) (2010), Varieties of Secularism in a Secular Age, Harvard University Press, Cambridge, USA.

Rectenwald, M., Almeida, R. and Levine, G. (eds) (2015), Global Secularisms in a Post-Secular Age, Walter de Gruyter GmbH & Co KG, Berlin, Germany.

Mapril, J., Blanes, R., Giumbelli, E. and Wilson, E. K. (eds) (2017), Secularisms in a Postsecular Age? Religiosities and Subjectivities in Comparative Perspective, Palgrave Macmillan, London, UK.

Eisenstadt, S. (2000), “Multiple Modernities”, Daedalus, no. 129, pp. 1–29.
.
Wagner, P. (2017), “The End of European Modernity?” Changing Societies & Personalities, vol. 2, no. 1, pp. 128–135. DOI: https://doi.org/10.15826/csp.2017.1.2.009

Burchardt, M. and Wohlrab-Sahr, M. (2013), “’Multiple Secularities: Religion and Modernity in the Global Age”’ — Introduction”, International Sociology, vol. 6., no. 28, pp. 605–611.

Wohlrab-Sahr, M., and Burchardt, M. (2012), “Multiple Secularities: Toward a Cultural Sociology of Secular Modernities”, Comparative Sociology, no. 11, pp. 875–909.

Zudov, Iu. V. (2010), “Gosudarstvo i tserkov’ v Danii: istoriia i sovremennost’” [State and Church in Denmark: History and Modernity], Novaia i noveishaia istoriia, no. 4, pp. 63–76.

Christoffersen, L. (2010), “State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century”, in Christoffersen, L., Modeer, K. A., Andersen, S. and Vinding, N. V. (eds), Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives, DJOF Publishing, Copenhagen, Denmark, pp. 563–592.

Nielsen, M. V. and Kuhle, L. (2011), “Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions?”, Nordic Journal of Religion and Society, vol. 2, no. 24, pp. 173–188.

Christoffersen L. (2015), “Denmark”, in Robbersm G. and Durham, W. C. (eds), Encyclopedia of Law and Religion, Brill Academic Publishers, Leiden, The Netherlands, pp. 301–305.

Ostergaard, U. (2006), “Denmark: A Small Big State — The Peasant Roots of Danish Modernity”, in Campbell, J. L. et al. (eds), National Identity and Varieties of Capitalism. The Danish Experience, DJOF Publishing, Copenhagen, Denmark, pp. 51–98.

Jenkins, R. (2012), Being Danish: Paradoxes of Identity in Everyday Life, Museum Tusculanum Press, Copenhagen, Denmark.

Thorkildsen, D. (2013), “West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity”, in Wyller, T., van den Breemer, R. and Casanova, J. (eds), Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Vandenhoeck & Ruprecht, Gottingen, Germany, pp. 85–101.

Kuropatkina (Zelenova), O. V. (2017), “’Narodnye universitety’ i uchenie Nikolaia Gruntviga o preobrazhenii mira” [“People’s Universities” and Nikolaus Grundtvig’s Teaching on the Transformation of the World]. Izvestiia Ural’skogo Federal’nogo universiteta, ser. 3, no. 12 (4/170), pp. 129–135.

Allchin, A. M. N. F. S. (1997), Grundtvig: An Introduction to his Life and Thought, Aarhus University Press, Aarhus, Denmark.

Riis, O. (2011), “Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case”, Nordic Journal of Religion and Society, vol. 1, no. 24, pp. 19–36.

Berg-Sorensen, A. (2016), “The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis”, in Christoffersen, L., Iversen, H. R., Petersen, H. and Warburg, M. (eds), Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations, Routledge, London, UK, pp. 207–214.

Nielsen, J. (2012), Islam in Denmark: The Challenge of Diversity. Lexington Books, Lanham, USA.

Rydstrom, J. (2011), Odd Couples. A History of Gay Marriage in Scandinavia. Aksant, Amsterdam, The Netherlands.

Casanova, J. (2013), “The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective”, in Wyller, T., van den Breemer, R. and Casanova, J. (eds), Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Vandenhoeck & Ruprecht, Germany, pp. 21–33.

van den Breemer, R., Casanova, J. and Wyller T. (2013), “Introduction”, in Wyller, T., van den Breemer, R. and Casanova, J. (eds), Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Vandenhoeck & Ruprecht, Gottingen, Germany, pp. 9–20.

Witte, J. (2013), “’God is Hidden in the Earthly Kingdom’: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity’, in Wyller, T., van den Breemer, R. and Casanova, J. (eds), Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space, Vandenhoeck & Ruprecht, Gottingen, Germany, pp. 56–84.

Vinding, N. V., Racius, E. and Thielmann, J. (eds) (2018), Exploring the Multitude of Muslims in Europe: Essays in Honour of Jorgen S. Nielsen. Brill, Leiden, The Netherlands.

Inglehart, R. (2017), “Evolutionary Modernization Theory: Why People’s Motivations are Changing”, Changing Societies & Personalities, vol. 2, no. 1, pp. 136–151. DOI: https://doi.org/10.15826/csp.2017.1.2.010

Zuckerman, Ph. (2009), “Why are Danes and Swedes So Irreligious?”, Nordic Journal of Religion and Society, vol. 1, no. 22, pp. 55–69.

Zuckerman, Ph. (2008), Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us About Contentment, New York University Press, New York, NY, USA.

Levisen, C. (2013), Cultural Semantics and Social Cognition: A Case Study on the Danish Universe of Meaning. Walter de Gruyter, Berlin, Germany.

Zuckerman, Ph. (2012), “Contrasting Irreligious Orientation: Atheism and Secularity in the USA and Scandinavia”, Approaching Religion, vol. 1, no. 2, pp. 8–20.

Rosen, I. (2009), “I’m a believer — but I’ll be damned if I’m religious: Belief and religion in the Greater Copenhagen area: A focus group study”. Lund Studies in Sociology of Religion, vol. 8.
Опубликован
2019-03-29
Как цитировать
Степанова, Е. (2019). Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 209–221. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.117