О началах китайской метафизики: терминологические уточнения

  • Феликс Евгеньевич Ажимов Дальневосточный федеральный университет Российская Федерация, 690091, Владивосток, ул. Суханова, 8
  • Дмитрий Васильевич Конончук Дальневосточный федеральный университет Российская Федерация, 690091, Владивосток, ул. Суханова, 8

Аннотация

Метафизика как атрибутивная часть и специфика европейской философии не может игнорироваться исследователями, как и обязательная часть любой другой философской традиции. Термин «метафизика» в силу его сугубой значимости не мог не вызвать поздних рецепций и в неевропейских философских традициях. Причем рецепции эти, опять же в силу значимости термина, оказываются способны глубже высветить философскую специфичность данных традиций самих по себе. В статье освещается проблема изначального философского смысла фразы из первой части комментария к «Книге перемен» «Си цычжуань» (фрагмент 12), послужившей прообразом понятия 形而上 學 (кит. син эр шан сюэ, яп. кэйдзидзё гаку), дословно — «учение о том, что выше форм». Это понятие было сконструировано японским философом Иноуэ Тэцудзирона основе фразы из «Си цычжуани» для перевода с его помощью на восточные языки (вначале на японский, затем и на китайский) одного из ключевых западных философских терминов — «метафизика». В данной статье рассматриваются иероглифическая этимология и семантические поля составляющих фразу из «Си цычжуани» китайских философских терминов 道 дао, 形 vсин и 器 ци. Выделяются три основные существующие в комментаторской и исследовательской традициях точки зрения на интерпретацию этой фразы: эйдетическая, техноморфистская, эмпиристская. На основании предположения о наибольшей релевантности третьей точки зрения реконструируется смысл фразы из «Си цычжуани», обуславливающий конкретные значения, в которых употреблены в ней термины дао, син и ци.

Ключевые слова:

китайская философия, метафизика, Книга перемен, Си цычжуань, дао, иероглифическая этимология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература/References

1. Xi ci zhuan I (2011), Zhou Yi, Zhonghua Shuju Publ., Beijing, pp. 560–645. (In Chinese)

2. Xu, Shen, Duan, Yucai (2007), Shuowenjiezi with comments, Fenghuang Publ., Nanjing. (In Chinese)

3. Gorodetskaya, O. M. (2012), “The origin of the concept of ‘Tao’ on the basis of paleography data”, Chelovek i kul’tura Vostoka: Issledovaniia i perevody, IDV RAN Publ., Moscow, pp. 37–64. (In Russian)

4. Gu, Jianping (2008), Illustrated Etymological Dictionary of Chinese Characters, Dongfang Publ., Shanghai. (In Chinese)

5. Shi, Ningzhong (2010), “The analysis of the phrase ‘that which is above forms is called dao, that which is below forms is called qi’”, Gudaiwenming, no. 7, vol. 4. is. 3, pp. 37–41. (In Chinese)

6. Seng, Wen (2005), “Dao, xing, ci: to the question of the origin of ideas about the structure of the thing in ancient China”, Minzuyishuyanjiu, no. 6, pp. 11–16. (In Chinese)

Опубликован
2019-12-27
Как цитировать
Ажимов, Ф. Е., & Конончук, Д. В. (2019). О началах китайской метафизики: терминологические уточнения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 544–550. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.401