The economy of attention in the age of mental capitalism

Авторы

  • Дарья Алексеевна Колесникова Баухаус университет Веймара, Германия, 99425, Веймар, Леонард-Франк-штрассе, 26

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.403

Аннотация

В статье рассматривается современный подход к пониманию внимания как ограниченного ресурса, который является объектом регулирования и спекуляции в цифровой экономике, политике и медиакультуре. Целью статьи является анализ феномена коммодификации потенциала человеческого внимания в рамках парадигмы медиафилософии. Понятия «экономика внимания», «ментальный капитализм», «борьба за «взгляды» и «клики» рассматриваются в различных медиаконтекстах — от Instagram и Facebook до граффити и фотографии. Выдвигается мнение о том, что визуализация является существенной и неотъемлемой чертой ментального капитализма и его «экономики самооценки». Описываются критические подходы к вопросам экономики внимания на основе работ Джонатана Беллера и Бернара Стиглера. Подчеркивается роль экологической и этической ответственности в межличностных отношениях и структурах социальных практик в ситуации «борьбы за внимание». В заключение приводится краткое описание проекта визуальной экологии как новой формы взаимодействия между окружающей средой, социумом и субъективностью, работающей с новыми практиками и этикой медиапотребления. Визуальная экология — область исследований воздействия визуальных образов на конституирование медиареальности. Вопросами визуальной экологии являются проблемы массовой деформации режимов и скорости восприятия, особенности формирования опыта восприятия посредством медиа, проблемы визуального загрязнения и визуального насилия. Задачей визуальной экологии является выработка продуктивного системного взгляда на изменения визуальной среды, интенсивности ее воздействия, критериев организации стратегий сборки новых форм сообществ и политик, в том числе через создание и рефлексию медиаобразов, способных примирить противоречия между техническим и природным.

Ключевые слова:

экономика внимания, ментальный капитализм, медиафилософия, визуальная экология, медиапотребление, социальные медиа, политики медиа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Simon, H. (1971), “Designing Organizations for an Information-Rich World”,Computers, Communications, and the Public Interest, Johns Hopkins University Press, Baltimore.

2. Marazzi, C. (2008), Capitalism and Language: From the New Economy to the War Economy, trans. by Conti, G., Semiotext(e), Los Angeles.

3. Goldhaber, M. (1997), “The Attention Economy and the Net”, First Monday, no. 2 (4), available at: https://firstmonday.org/article/view/519/440 (Accessed: 20.09.2019).

4. Bernardy, J. (2011) “Attention as bounded resource and medium in cultural memory: A phenomenological or economic approach?”, Empedocles, vol. 2 (2), pp. 241–254.

5. Franck, G. (1998), Ökonomie der Aufmerksamkeit. Ein Entwurf, Carl Hanser & Co, München.

6. Franck, G. (1999), “The Economy of Attention”, Telepolis, no. 7, available at: https://www.heise.de/tp/features/The-Economy-of-Attention-3444929.html (accessed: 24.09.2018).

7. Ingram, M. (2018), How Google and Facebook Have Taken Over the Digital Ad Industry, available at: http://fortune.com/2017/01/04/google-facebook-ad-industry/ (аccessed: 24.09.2018).

8. Mead, G. (1934), Mind, Self, and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist, University of Chicago Press, Chicago.

9. Ruiz, R. (1995), Poetics of Cinema, trans. by Brian Holmes, Editions Dis Voir, Paris.

10. Virilio, P. (1994), The Vision Machine, trans. by Julie Rose, Indiana University Press, Bloomington.

11. Boehm, G. (1994), “Was ist ein Bild”, Widerkehr der Bilder, W. Fink, München, pp. 11–38.

12. Mitchell, W. J. T. (1994), “The Pictorial Turn”, Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation, The University of Chicago Press, Chicago and London, pp. 11–34.

13. Finsterbusch, S., Heeg, T. (2018), Zwei Billionen Bilder, available at: http://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/mehr-wirtschaft/fotorevolution-2-0-wie-fotografie-immer-digitaler-wird-15800518.html (accessed: 24.09.2018).

14. Desreumaux, G. (2018), The Complete History of Instagram, available at: https://wersm.com/thecomplete-history-of-instagram/ (accessed: 24.09.2018)

15. Crary, J. (1999), Suspensions of Perception: Attention, Spectacle, and Modern Culture. MIT Press, Cambridge, MA.

16. Fairchild, Ch. (2007), “Building the Authentic Celebrity: The ‘Idol’ Phenomenon in the Attention Economy”, Popular Music & Society, no. 30 (3), pp. 355–375.

17. Beller, J. (2006), The Cinematic Mode of Production: Attention Economy and the Society of the Spectacle, Dartmouth College Press and University Press of New England.

18. Bauwens, M. (2018), Towards a Critique of the Attention Economy: a special issue of ‘Culture Machine’, available at: https://blog.p2pfoundation.net/towards-a-critique-of-the-attention-economy/2012/07/28 (accessed: 24.09.2018).

19. Stiegler, B. (2010), Taking Care of Youth and the Generations, trans. by Barker, S., Stanford University Press, Stanford.

20. Crogan, P. and Kinsley, S. (2012), “Paying attention: towards a critique of the attention economy”, Culture Machine, vol. 13, pp. 1–29.

21. Kolesnikova, D. A., Savchuk, V. V. (2015), “Visual Ecology As a Discipline”, Voprosy Filosofii, vol. 10, St. Petersburg, Russia, pp. 41–50.

Опубликован

27.12.2019

Как цитировать

Колесникова, Д. А. (2019). The economy of attention in the age of mental capitalism. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 563–568. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.403