Превращенный героизм. Диалог Вячеслава Иванова с Ницше
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.204Аннотация
Целью настоящей статьи является анализ теоретических основ трагической культуры в трудах Ф. Ницше и В. И. Иванова. Результат предлагаемого анализа — сопоставление сходств и различий в трактовке проблемы трагедии в культуре у обоих авторов. Как Ницше, непримиримый враг исторического христианства, так и его русский последователь — христианский философ культуры, филолог и переводчик В. И. Иванов, говорят о необходимости построения и культивирования трагической культуры. По их мнению, важнейшая задача трагичесой культуры — поставить человека лицом к лицу с самыми жестокими аспектами жизни. Это беспощадное требование позволяет говорить о перверсивном героизме как общем настроении и императиве и у Ницше, и у Иванова. В данной работе мы анализируем философскую антропологию упомянутых авторов. Исходной точкой рассуждений является философия Ницше, определяющего трагическое мировоззрение как противоположность теоретического видения мира. Сущность теоретического подхода — бегство от трагических явлений жизни, позволяющее выстраивать последовательный, оправданный, безопасный образ мира. Трагический подход, подчеркивая неизбежность страдания и отсутствие метафизического фундамента, на который мог бы опираться человек, ищущий утешения, противоречит оптимизму теоретического подхода. Императив культивировать трагический принцип, т. е. не убегать от ужаса жизни с помощью оптимистических положений, — это на самом деле императив стать сверхчеловеком. Иванов, как и Ницше, увлекся дионисийской идеей, но истолковал ее совсем по-другому: не как противоположность, но как префигурацию Христа. Таким образом, Иванов, приняв Диониса в свое изначально христианское самосознание, обратил внимание на проблему присутствия трагического аспекта в христианстве. Вершиной спора Иванова с Ницше является разное истолкование идеи сверхчеловечества. Мы указываем на совершенно разное понимание проблемы преодоления самого себя у обоих философов, движущихся в рамках разных систем ценностей.
Ключевые слова:
трагическая культура, христианство, антропология, сверхчеловек, богочеловечество, человекобожество
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.