Старость и время. По ту сторону самореализации

Авторы

  • Сергей Александрович Лишаев Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королёва (Самарский университет)

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.205

Аннотация

Изучение темпоральных параметров существования индивида на разных этапах жизни — основной вопрос философии возраста. Цель статьи — исследование старческого временения в том модусе, который обнаруживает качественные отличия от производства времени (хронопоэзиса) в молодости и зрелости. Цель достигается через анализ условий трансформации производства времени в старости, описание типов такого производства и исследование наиболее радикальной его версии (эсхатологического времени) в ходе ее сопоставления с хроноэстетикой ветхого и с мессианическим временем христианства. Специфика старческого временения рассматривается в методологическом горизонте герменевтической феноменологии (аналитики Dasein), используется метод сравнительного анализа. Результаты исследования можно свести к нескольким тезисам. Изменения в характере старческого временения обусловлены сокращением возрастного и внутривозрастного будущего, требующим от Dasein ответа, который и определяет тип старческого хронопоэзиса и этоса. Наиболее существенные изменения происходят в том случае, если жизнь признается содержательно завершенной, а воля к максимизации объективирующих «я» результатов (к самореализации) сменяется волей к Другому, к тому, что хорошо само по себе. Хронопоэзис эсхатологической старости отличается от порядка временения «героической», завершающей и мелочной старости. В первых сохраняется целеполагание и производство надситуативного времени, в последней большие цели отсутствуют и временение сведено к ситуативному уровню, не компенсированному его вертикализацией (ориентацией на Другое). Время между содержательным и физическим эсхатонами типологически сходно с временем эстезиса ветхого и с мессианическим временем христианской историософии как формами (на)стоящего настоящего (времени конца). Время конца — это непереходное, стоящее настоящее, свободное от прошлого и будущего и соотнесенное с Другим (вневременным). Начавшись, оно не кончается и не становится прошлым до конца жизни.

Ключевые слова:

старость, время, самореализация, эсхатон, эсхатологическое время, ветхое, мессианическое время, непереходное настоящее, маргинальность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Секацкий, А. К. (2012), Неспешность: онтологические и теологические аспекты, EINAI: Проблемы философии и теологии, т. 1, № ½, с. 21–34.

2. Пигров, К. С., Секацкий, А. К. (2017), Бытие и возраст. Монография в диалогах, СПб.: Алетейя.

3. Красиков, В. И. (2002), Синдром существования, Томск: Наука, Сибирское отделение.

4. Красиков, В. И. (2007), Конструирование онтологий. Эфемериды, М.: Водолей.

5. Хюбнер, Б. (2006), Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов, пер. с нем. Демидов, А. Б., Минск: Экономпресс.

6. Лишаев, С. А. (2010), Старое и ветхое: Опыт философского истолкования, СПб.: Алетейя.

7. Лишаев, С. А. (2017), К типологии старческого этоса, Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология, № 2 (22), с. 13–23.

8. Корецкая, М. А. (2016), Признание и негативность: полемика вокруг диалектики господина и раба, Вестник РХГА, т. 17, вып. 3, с. 115–126.

9. Отто, Р. (2008), Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным, пер. с нем. Руткевич, А. М., СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

10. Хайдеггер, М. (1993), Время и бытие: статьи и выступления, пер. с нем. Бибихин, В. В., М.: Республика.

11. Евлампиев, И. И. и Куприянов В. А. (2019), Телеология в классической и неклассической философии, СПб.: РХГА.

12. Пигалев, С. А. (2014), Идея «конца истории» в контексте идеологии глобализации, Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии, № 1 (21), с. 82–86.

13. Фукуяма, Ф. (2004), Конец истории и последний человек: монография, пер. с англ. Левин, М. Б., М.: АСТ, Ермак.

14. Лобье, П. де. (2004), Эсхатология, пер. с фр. Зубков, Н., М.: Астрель, АСТ.

15. Гранин, Р. С. (2013), К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики ХХ столетия, Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия, № 2, с. 83–91.

16. Якимова, Е. Г. (2011), К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии, Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право, № 8 (103), с. 272–282.

17. Агамбен, Д. (2018), Оставшееся время: Комментарий к Посланию к Римлянам, пер. с итал. Ермаков, С., М.: Новое литературное обозрение.

18. Федчук, Д. А. (2016), Вопрос о времени: об онтологической первичности настоящего перед прошлым и будущим, Вестник С.-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, т. 32, вып. 3, с. 73–82.

19. Григорьева, Т. П. (1979), Японская художественная традиция, М.: Наука.

20. Петрова, Л. А. (2016), Концептуализация счастья и радости в русской религиозной философии XIX — первой половины XX в., Вестник С.-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, т. 32, вып. 1, с. 143–150.

References

1. Sekatskii, A. K. (2012), Slowness: ontological and teological aspects, EINAI: Problemy filosofii i teologii, vol. 1, no. 1/2, pp. 21–34. (In Russian)

2. Pigrov, K. S. and Sekatskii, A. K. (2017), Being and age. Monograph in dialogue, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

3. Krasikov, V. I. (2002), A syndrome of existence, Tomsk: Nauka, Sibirskoe otdelenie Publ. (In Russian)

4. Krasikov, V. I. (2007) Designing ontoloy. Ephimeris, Moscow: Vodolei Publ. (In Russian)

5. Hübner, B. (2006) Sinn in SINN-loser Zeit: metafysische Verrechnungen — eine Abrechnung, transl. by Demidov, A. B., Minsk: Ekonompress Publ. (In Russian)

6. Lishaev, S. A. (2010), Old and decrepit: An Experience of Philosophical Interpretation, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

7. Lishaev, S. A. (2017), On the typology of the ethos of the old, Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Ser. Filosofiia. Filologiia, vol. 2 (22), pp. 13–23. (In Russian)

8. Koretskaya, M. A. (2016), Recognition and negativity: the controversy surrounding the master-slave dialectic, Vestnik russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii, vol. 17, is. 3, pp. 115–126. (In Russian)

9. Otto, R. (2008), Das Heilige. Über Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen, transl. by Rutkevich, A. M., St. Petersburg: Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta Publ. (In Russian)

10. Heidegger, M. (1993), Time and being: Articles and speeches, transl. from German by Bibikhin, V. V., Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

11. Evlampiev, I. I. and Kupriianov, V. A. (2019), Teleology in classical and non-classical philosophy, St. Petersburg: RKhGA Publ. (In Russian)

12. Pigalev, S. A. (2014), The idea of the “end of history” in the ideological context of globalization, Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiia. Sotsiologiia i sotsial’nye tekhnologii, no. 1 (21), pp. 82–86. (In Russian)

13. Fukuyama, F. (2004), The End of History and the Last Man, transl. from Eng. by Levina, M. B., Moscow: AST Publ., Ermak Publ. (In Russian)

14. Laubier, P. de. (2004), L’eschatologie, transl. from French by Zubkova, N., Moscow: AST Publ. (In Russian)

15. Granin, R. S. (2013), To the question of the origin of the term “eschatology” and its interpretation in concepts of the biblical hermeneutics of XX century, Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiia, no. 2. pp. 83–91. (In Russian)

16. Yakimova, Y. G. (2011), On the evolution of eschatological metathysics, Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, no. 8 (103), pp. 272–282. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2020

Как цитировать

Лишаев, С. А. (2020). Старость и время. По ту сторону самореализации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(2), 264–278. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.205