Почему мифы истинны: Платон о достоверности мифов

  • Ирина Деретич Белградский университет

Аннотация

Современное платоноведение нередко упускает из виду эпистемологический аспект проблемы изучения мифа. Автор указывает на противоречивый характер утверждений Платона о достоверности мифов, уделяя особое внимание анализу рассуждений философа о критериях их оценки с позиций истинности/ложности. В первой и второй книгах «Государства» содержится имплицитное деление мифов на три группы — теологические, этиологические и нормативные, причем этиологические включены в нормативные. Такое деление связано с их эпистемологическими характеристиками, различными для каждой группы мифов: для теологических приемлема только одна из возможных характеристик такого рода — истина или ложь; этиологические характеризуются по принципу правдоподобия, как вероятностные; нормативные мифы — как истинные в одном смысле и ложные в другом. Теологические мифы определяют божественную природу, поэтому они могут быть как истинными, так и ложными (но никогда — истинными и ложными одновременно). При описании мифов, имеющих вероятностный характер, Платон подразумевает этиологические мифы: если невозможно установить истину о происхождении и развитии тех или иных феноменов (например, из-за древности их происхождения), остается возможность реконструировать их генезис, создать достоверные мифы. Далее, утверждая, что мифы — это ложь, хотя они и содержат некоторые истины, Платон, по-видимому, имеет в виду мифы как продукт воображения (например, эсхатологические). Такие мифы ложны, поскольку имеют своим источником выдумку и не соответствуют реальности. Одновременно их можно считать истинными, поскольку эти мифы содержат истинное понимание мира и человека, передавая глубокие этические нормы или религиозные идеи. Отмечается, что этот тип мифов послужил материалом для развития различных направлений греческой поэзии. Итак, в статье предлагается следующая эпистемологическая классификация платоновских мифов: ложные и истинные; вероятные; вымышленные (фактически ложные, но передающие определенные глубокие истины и ценности).

Ключевые слова:

Платон, миф, достоверность, истина, ложь, «Государство»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

References

1. Plato (1997), Republic, in Cooper, J. M. (ed.), Plato, Complete works, Indianapolis: Ind, Hackett Pub, pp. 971–1223.

2. Gadamer, H. G. (1984), Platon und Dichter, in Gadamer, H. G., Gesammelte Werke, ed. by Mohr, J. C. B., vol. 5, Tübingen: Mohr Siebeck, pp. 249–262.

3. Annas, J. (1982), Plato on the Triviality of Literature, in Moravcsik, J. M. E. and Temko, P. (eds), Plato on Beauty, Wisdom, and the Arts, Totowa, N. J.: Rowman and Littlefield.

4. Ferrari, G. R. F. (1990), Plato and Poetry, in Kennedy, G. A. (ed.), The Cambridge History of Literary Criticism, vol. 1, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 92–148.

5. Asmis, E. (1992), Plato on poetic creativity, in Kraut, R. (ed.), The Cambridge Companion to Plato, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 338–364.

6. Gould, T. (1990), Ancient quarrel between philosophy and poetry, Princeton: Princeton University Press.

7. Levin, H. (1959), Some Meanings of Myth, Daedalus, vol. 88, no. 2, pp. 223–231.

8. Moss, J. (1992), What is imitative poetry and why is it bad?, in Ferrari, G. R. F. (ed.), The Cambridge Companion to Plato’s Republic, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 415–444.

9. Cooper, J. M. and Hutchinson, D. S. (eds) (1997), Plato, Complete works, Indianapolis: Ind, Hackett Pub.

10. Brisson, L. (2004), How Philosophers Saved Myths: Allegorical Interpretation and Classical Mythology, Chicago: University Of Chicago Press.

11. Battin, M. P. (1977), Plato on True and False Poetry, The Journal of Aesthetics and Art Criticism, vol. 36, no. 2, pp. 163–174.

12. Deretic, I. (2014), Platonova filozofska mitologija, Belgrade: Zavod za udžbenike.

13. Platon (1990), Werke in 8 Bänden (griechisch-deutsch), Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.

14. Svetlov, R. V. (2014), Myth from the dialogue “statesman” and the first “battle for history”, Vestnik Russkoi Khristianskoi Gumanitarnoi Akademii, vol. 15, no. 4, pp. 33–39. (In Russian)

15. Smith, N. D. (2019), Summoning Knowledge in Plato’s Republic, Oxford: Oxford University Press.

16. Plato (1997), Laws, in Cooper, J. M. (ed.), Plato, Complete works, Indianapolis: Ind, Hackett Pub, pp. 1318–1616.

17. Plato (1997), Timaeus, in Cooper, J. M. (ed.), Plato, Complete works, Indianapolis: Ind, Hackett Pub, pp. 1224–1291.

18. Burnyeat, M. F. (2009), Eikos Muthos, in Partenie, C. (ed.), Plato’s Myths, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 167–186.

19. Plato (1997), Phaedo, in Cooper, J. M. (ed.), Plato, Complete works, Indianapolis: Ind, Hackett Pub, pp. 49–100.

20. Gill, C. (1993), Plato on Falsehood — not Fiction, in Gill, C. and Wiseman, T. P. (eds), Lies and Fiction in the Ancient World, Liverpool: Liverpool University Press, pp. 38–87.

Опубликован
2020-09-30
Как цитировать
Деретич, И. (2020). Почему мифы истинны: Платон о достоверности мифов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(3), 441-451. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.302