Н. Я. Данилевский о роли влияний в становлении культурно-исторических типов

  • Стефано Мария Капилупи Римский государственный университет «Ла Сапиенца»

Аннотация

В статье рассматривается подход Данилевского к анализу роли влияний на становление и смену культурно-исторических типов. Показываются методологически перспективные стороны осмысления этой роли. Выделяются противоречивые моменты в рассмотрении Данилевским феномена влияний, которые были обусловлены недостаточно проясненным анализом соотношения, во-первых, общечеловеческого и конкретно- исторического, а во-вторых, монотетистского и типологического при анализе исторического развития. Делается вывод, что Данилевский явным образом недооценивает значимость взаимодействия между последовательными и синхронно развивающимися культурами. Все это ведет к умалению всемирно-исторических тенденций в развитии человечества. Указывается на дискуссионный характер ряда положений концепции Данилевского. С одной стороны, подчеркивается актуальное значение выводов философа о необходимости защиты национальных культурных ценностей, что особенно важно в контексте современных глобализационных процессов; с другой стороны, указывается на ключевые риски российской философии и политики. Эти опасности вытекают во многом из-за нечеткого различения теоретических и практических тенденций при использовании недостаточно переработанных европейских концепций. В связи с этим русскую историю нередко можно рассматривать как последовательное чередование притяжения к Западу и отталкивания от него. В статье также подчеркивается, что «русская идея», которую, по мысли В. С. Соловьева, можно представить с религиозной точки зрения как принесенный русским народом на Страшный суд неповторимый вклад в общечеловеческое сознание, — это скорее не мечта о мировой гегемонии или автократической «инакости», по которым всякое добро — это всегда «свое», а всякое зло — «чужое», а некоторое антиномичное восприятие всеобщего спасения, о котором говорили также Ф. М. Достоевский, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и другие.

Ключевые слова:

влияние, культурно-исторический тип, культурная форма, общечеловеческое, национальное, преемственность, прогресс, Европа, Россия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Пушкин, А. С. (1949), О втором томе «Истории русского народа» Полевого, в Пушкин, А. С., Полн. собр. соч., в 16 т., т. 11: Критика и публицистика, 1819–1834, М.; Л.: Изд-во АН СССР, с. 125–126.

2. Данилевский, Н. Я. (1995), Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому, СПб.: Глаголъ.

3. Щученко, В. А. (2001), Русские мыслители о культурно-исторической типологизации, в Щученко, В. А., Культура России: единство и полицентризм типологического развития, СПб.: Изд-во СПбГУКИ, c. 5–23.

4. Кареев, Н. И. (1912), Теория культурно-исторических типов, в Кареев, Н. И., Собр. соч., в 3 т., т. 2: Философия истории в русской литературе, СПб.: Кн-во «Прометей» Н. Н. Михайлова, с. 67–167.

5. Вышеславцев, Б. П. (1931), Этика преображенного Эроса, Paris: YMCA Press.

6. Ferrari, A. (2019), La Russia tra Oriente ed Occidente: per capire il continente-arcipelago, Milano: Ares.

7. Булгаков, С. Н. (1990), Русская трагедия. О «Бесах» Ф. М. Достоевского, в связи с инсценировкой романа в московском Художественном театре, в Борисов, В. М., О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов, М.: Книга, c. 193–214.

8. Napolitano, M. (2015), Russia: Il dibattito tra Occidente e Oriente. Una questione vecchia di secoli. URL: https://www.academia.edu/27151205/RUSSIA_Il_dibattito_tra_Occidente_e_Oriente._Una_questione_vecchia_di_secoli (дата обращения: 20.04.2020).

References

1. Pushkin, A. S. (1949), On the Second Volume of ‘The Russian People’s History’ by Polevoy, in Pushkin, A. S., Collected Works, in 16 vols., vol. 11: Reviews and Essays, 1819–1834, Moscow and Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., pp. 125–126. (In Russian)

2. Danilevskii, N. Ya. (1995), Russia and Europe. A Look at the Cultural and Political Relations of the Slavic World to the German-Roman, St. Petersburg: Glagol Publ. (In Russian)

3. Shchuchenko, V. A. (2001), Russian Thinkers about Cultural and Historical Classification, in Shchuchenko, V. A., Russian Culture: The Unity and Political Centrism of Typological Development, St. Petersburg: SPBGUKI Publ, pp. 5–23. (In Russian)

4. Kareev, N. I. (1912), A Theory of Cultural and Historical Types, in Kareev, N. I., Collected Works, in 3 vols., vol. 2: The Philosophy of History in Russian Literature, St. Petersburg: N. N. Mikhailov’s Prometei Publ., pp. 67–167. (In Russian)

5. Vysheslavtsev, B. P. (1931), The Ethics of Transformed Eros, Paris: YMCA Press. (In Russian)

6. Ferrari, A. (2019), La Russia tra Oriente ed Occidente: per capire il continente-arcipelago, Milano: Ares.

7. Bulgakov, S. N. (1990), Russian Tragedy. On Dostoevsky’s Demons, in Connection with an Adaptation of the Novel for Stage in the Moscow Art Theatre, in Borisov, V. M., On Dostoevsky. Dostoevsky’s Works Within Russian Thought in 1881–1931, Moscow: Kniga Publ., pp. 193–214.
(In Russian)

8. Napolitano, M. (2015), Russia: Il dibattito tra Occidente e Oriente. Una questione vecchia di secoli. Available at: https://www.academia.edu/27151205/RUSSIA_Il_dibattito_tra_Occidente_e_Oriente._Una_questione_vecchia_di_secoli (accessed: 20.04.2020).

Опубликован
2020-09-30
Как цитировать
Капилупи, С. М. (2020). Н. Я. Данилевский о роли влияний в становлении культурно-исторических типов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(3), 553–563. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.311