Моральная метафизика как философия культуры в бостонском конфуцианстве Ду Вэймина

Авторы

  • Виктория Владимировна Сухомлинова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.106

Аннотация

В рамках философского течения нового конфуцианства осуществляется сплав конфуцианской традиции с  некоторыми направлениями западной философии, не в  последнюю очередь — из идеологических соображений. Например, попыткой отыскать в конфуцианстве мысль, конкурирующую с трансцендентализмом И.Канта, является концепция моральной метафизики Моу Цзунсаня. Моральная метафизика включена и в комплекс идей ученика Моу Цзунсаня — Ду Вэймина, представителя бостонской школы нового конфуцианства. Смысл его моральной метафизики существенно иной. Она основана на концепте самораскрытия (чэн). Его суть — в том, что смысл явлений следует искать не в контексте их возникновения и развития, а в контексте их «нового рождения» в процессе наблюдения и интерпретации. То есть интерпретация может выступать как исследовательский метод и быть корректнее анализа. Однако для грамотного овладения искусством интерпретации нужно обладать полным знанием о самом себе. Далее выясняется, что «сам Я» — это также не объект, доступный аналитическому изучению, а совокупность чьих-то интерпретаций. Вывод таков, что все бытийствует лишь тогда, когда имеет возможность интерпретировать себя во взаимодействии. И в этом смысле «самораскрытие», по Ду Вэймину, есть «особая форма метафизики». В статье, однако, предлагается сузить данный вывод до культурного бытийствования. Целью Ду Вэймина, в отличие от Моу Цзунсаня, не является обоснование претензий китайской традиции на более совершенный, нежели западноевропейский, тип философствования. Его моральную метафизику можно рассматривать в рамках философии культуры. Это не строгая аналитическая традиция, но определенный мыслительный алгоритм, направленный на освоение формы своего бытия в культуре.

Ключевые слова:

китайская философия, бостонское конфуцианство, Ду Вэймин, новое конфуцианство, философия культуры, моральная метафизика, интерпретация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Neville, R.C. (2000), Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-Modern World, Albany: State University of New-York Press.

Møllgaard, E. (2007), Is Tu Wei-ming Confucian?, Dao, no. 6, pp. 397–411.

牟宗三. 智的直觉与中国哲学. 台北:台湾商务印书馆 [Моу Цзунсань (1963), Интеллектуальная интуиция и китайская философия, Тайбэй: Тайвань Шанъу Иньшугуань].

Angle, S. (2012), Contemporary Confucian Political Philosophy, Cambridge: Polity.

Tu, W. (1989), Centrality and Commonality: An Essay on Confucian Religiousness, Albany: SUNY.

Мамардашвили, М.К. (1990), Проблема сознания и философское призвание, в: Мамардашвили, М.К., Как я понимаю философию, М.: Прогресс, c. 27–40.

Доброхотов, А.Л. (2008), Избранное, М.: Территория будущего.

Roetz, H. (2008), Confucianism between Tradition and Modernity, Religion, and Secularization: Questions to Tu Weiming, Dao, no. 7, pp. 367–380.

Кобзев, А.И. (2002), Философия китайского неоконфуцианства, М.: Восточная литература РАН.

Следование середине (2003), пер. и примеч. Лукьянов, А.Е., в: Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования, М.: Восточная литература РАН, с. 48–69.

Катречко, С.Л. (2011), Как возможна метафизика (в свете трансцендентальной перспективы)?, Метафизика, № 1 (1), с. 31–54.

Lin, C. (2008), Dwelling in the Nearness of Gods: The Hermeneutical Turn from Mou Zongsan to Tu Weiming, Dao, no. 7, pp. 381–392.

Tsai, Y. (2008), Selfhood and Fiduciary Community: A Smithian Reading of TU Weiming’s Confucian Humanism, Dao, no. 7, pp. 349–365.

Wan, S. (2008), The Viability of Confucian Transcendence: Grappling with TU Weiming’s Interpretation of the Zhongyong, Dao, no. 7, pp. 407–421.

Гирц, К. (2004), Интерпретация культур, М.: РОССПЭН.


References

Neville, R.C. (2000), Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-Modern World, Albany: State University of New-York Press.

Møllgaard, E. (2007), Is Tu Wei-ming Confucian?, Dao, no. 6, pp. 397–411.

Mou Zongsan (1971), Intellectual Intuition and Chinese Philosophy, Taipei, Taiwan Shangwu Yinshuguan. (In Chinese)

Angle, S. (2012), Contemporary Confucian Political Philosophy, Cambridge: Polity.

Tu, W. (1989), Centrality and Commonality: An Essay on Confucian Religiousness, Albany: SUNY.

Mamardashvili, M.K. (1990), The problem of consciousness and a philosopher’s mission, in: Mamardashvili M. K., The way I understand philosophy, Moscow: Progress Publ., pp. 27–40. (In Russian)

Dobrokhotov, A.L. (2008), Chosen works, Moscow: Territoriia budushchego Publ. (In Russian)

Roetz, H. (2008), Confucianism between Tradition and Modernity, Religion, and Secularization: Questions to Tu Weiming, Dao, no. 7, pp. 367–380.

Kobzev, A.I. (2002), Philosophy of Chinese Neo-Confucianism, Moscow: Vostochnaia literatura RAN Publ. (In Russian)

The Doctrine of the Mean (2003), transl. by Luk’yanov, A.E., in: The Confucian Book of “Zhong yong”: translations and analyses, Moscow: Vostochnaia literatura RAN Publ., pp. 48–69. (In Russian)

Katrechko, S.L. (2011), How is metaphysics possible (in the light of a transcendental perspective)?, Metafizika, no. 1 (1), pp. 31–54. (In Russian)

Lin, C. (2008) Dwelling in the Nearness of Gods: The Hermeneutical Turn from Mou Zongsan to Tu Weiming, Dao, no. 7, pp. 381–392.

Tsai, Y. (2008), Selfhood and Fiduciary Community: A Smithian Reading of TU Weiming’s Confucian Humanism, Dao, no. 7, pp. 349–365.

Wan, S. (2008), The Viability of Confucian Transcendence: Grappling with TU Weiming’s Interpretation of the Zhongyong, Dao, no. 7, pp. 407–421.

Geertz, K. (2004), The Interpretation of Cultures, Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.04.2023

Как цитировать

Сухомлинова, В. В. (2023). Моральная метафизика как философия культуры в бостонском конфуцианстве Ду Вэймина. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(1), 68–80. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.106