ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.307Аннотация
В статье рассмотрены традиции формирования философского образования в Санкт- Петербургском университете начиная с дореволюционного периода. Отмечается, что тради- ции могут носить закрытый и открытый характер, в первом случае они ориентированы на со- хранение, консервацию ценностей, во втором они способны к изменениям. Образовательная культура диалектически сочетает обе тенденции, для ее понимания необходимо рассматри- вать культуру целостно. Традиция философского образования в Петербурге связана с первым светским учебным заведением — университетом, созданным в 1724 г. Исследуются опыт и осо- бенности организации учебного процесса по философии в Академическом университете, Им- ператорском Санкт-Петербургском, Петроградском и Ленинградском университетах. Особо отмечена роль великого русского ученого и организатора науки М. В. Ломоносова в создании Петербургского и Московского университетов, развитии научной культуры России. В статье показаны некоторые главные традиции развития философского образования в университете: традиция развития отечественной философии под влиянием западноевро- пейской философии, концепций Канта, Гегеля, традиции демократизма и интернационализ- ма в организации образования. Рассматривается и такой культурный феномен, как перерывы в формировании отечественной философии. Выделяются также традиции изучения в уни- верситете античной философии, логики, психологии, философии права, философии истории. Подчеркнуто, что процесс интенсивного становления философского образования в универ- ситете давал свои плоды. В начале ХХ в. развиваются оригинальные философские концепции Н. О. Лосского, С. Л. Франка, С. И. Поварнина. В учебном процессе значительное место зани- мают историко-философские курсы, но читаются и курсы логики, психологии, социальной философии. Особо рассматривается развитие философского образования в советский период. Отме- чено, что за время существования философского факультета Ленинградского университета, несмотря на сложности, значительно выросло число студентов и преподавателей, была впер- вые создана система подготовки кадров философов-специалистов. Университет за это время стал центром подготовки философских кадров для вузов города и других регионов страны. Библиогр. 19 назв.
Ключевые слова:
философия, культура, образование, университет, личность, свобода
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.