К 250-летнему юбилею Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.401Аннотация
Два с половиной века со дня рождения Гегеля дают повод для того, чтобы попытаться понять, почему его, подобно другим великим философам, сколько бы столетий назад они ни появились на свет, не следует забывать. Первая часть статьи имеет предметом содержание центральной и самой трудной, по Гегелю, части его «Науки логики» — учения о сущности. В ней показывается, что ее создатель благополучно прошел между Сциллой реализма, который настаивает на непосредственности знания, и Харибдой конструктивизма, который отстаивает его опосредствование. Гегель обуздывает притязания опосредствования и непосредственности на исключительность, раскрывая их конкретное тождество. Во второй части статьи исследуется открытая Гегелем перспектива теоретически-научного познания духа, позволяющая избежать крайностей историцизма и эссенциализма, возобладавших после Гегеля в науках о духе. Историцизм растворяет единую сущность различных духовных явлений в потоке истории, которую считает лишенной цели стихией перемен. Эссенциализм утверждает наличие этой сущности, но оставляет ее неопределенной. Гегель же логическим методом выясняет, что в существовании духа исторично, а что, по сути, превосходит историю, выступая как ее абсолютная цель. В последней части статьи указывается причина явной недооценки достижений Гегеля деятелями современной философской культуры. Определяются место гегелевской системы в историческом развитии философии и ее действительное значение для современности как образца философского познания истины, природы и духа, без которого история философии будет неполной и не может быть понята как целое.
Ключевые слова:
Гегель, логический метод, история философии, реализм, конструктивизм, историзм, эссенциализм, современный мир
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.