Философия истории как философия

  • Алексей Михайлович Соколов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Никита Всеволодович Кузнецов Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье авторы представляют свое видение формирования философии истории как формы философского знания. В первой части статьи анализируется ретроспектива ее становления и дается интерпретация философии истории не как одного из разделов философии вообще, а как одного из ее модусов, в смысловом горизонте которого осуществляется специфический ответ на основной вопрос философии: что есть исток всего сущего? В таком контексте проблемы философия рассматривается как высшая форма человеческой деятельности, интегрирующая все виды активности людей как выражения духовного и в этом смысле сверхъестественного ее содержания. Фактически речь идет о становлении исторического самосознания как одного из модусов проявления современной цивилизации. Авторы прослеживают, как со времен Античности по настоящее время «историчность» утверждала себя в структуре человеческого мышления. Через воззрения Геродота, Полибия и Тита Ливия, Августина Блаженного, Н. Макиавелли, Дж. Вико, Гегеля и Маркса раскрывается поэтапная логика данного процесса. Во второй части статьи авторы рассматривают содержание собственно «исторической» формы бытия, характерной для современной буржуазной цивилизации. Самостоятельная деятельность человека здесь впервые выступает как безусловный принцип мироустройства (или действительности как таковой), а интерес к прошлому как истоку заменяется интересом к будущему как целевой установке. Таким образом, классическая философия истории трансформируется в историософию. В завершение авторы касаются специфики исторического самосознания в русской интеллектуально-духовной традиции. Они предполагают, что опыт новейшей истории России не может быть адекватно понят в категориях буржуазного мышления, так как его содержание не соответствует ценностным ориентирам последнего.

Ключевые слова:

философия истории, историософия, самосознание, деятельность, действительность, свобода, субъект истории, современность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Гегель, Г. В. Ф. (1975), Энциклопедия философских наук, т. 1: Наука логики, М.: Мысль.

2. Коллингвуд, Р. Дж. (1980), Идея истории, М.: Наука.

3. Маркс, К. (1955), Передовица в N 179 “Kolnische zeitung”, в Маркс, К. и Энгельс, Ф., Собрание сочинений, в 55 т., т. 1, М.: Прогресс, с. 93–113.

4. Макиавелли, Н. (1987), История Флоренции, М.: Наука.

5. Вико, Дж. (1994), Основания новой науки об общей природе наций, М. ; Киев: REFL-book-HCA.

6. Зеньковский, В. В. (1991), История русской философии, в 2 т., 4 кн., т. 1, ч. 1, Л.: Эго.

7. Чаадаев, П. Я. (1991), Письмо А. И. Тургеневу, в Чаадаев, П. Я., Собрание сочинений, в 2 т., т. 2, М.: Наука, с. 94–99.

References

1. Hegel, G. V. F. (1975), Encyclopedia of Philosophical Sciences, vol 1: Science of Logic, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

2. Collingwood, R. J. (1980), The idea of a story, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

3. Marx, K. (1955), Editorial in N 179 «Kolnische zeitung», in Marx, K. and Engels, F., Collected works, in 55 vols, vol. 1, Moscow: Progress Publ., pp. 93–113. (In Russian)

4. Machiavelli, N. (1987), History of Florence, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

5. Vico, J. (1994), Foundations of a new science about the common nature of Nations, Moscow and Kiev: REFL-book-HCA Publ. (In Russian)

6. Zenkovsky, V. V. (1991), History of Russian philosophy in two volumes in four books, vol. 1, part 1, Leningrad: Ego Publishing House. (In Russian)

7. Chaadaev, P. Ya. (1991), Letter to A. I. Turgenev, in Chaadaev, P. Ya., Collected works, in 2 vols., vol. 2, Moscow: Nauka Publ., pp. 94–99. (In Russian)

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Соколов, А. М., & Кузнецов, Н. В. (2020). Философия истории как философия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4), 634–644. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.403