Биополитика: контекст и текст философии

  • Александр Григорьевич Погоняйло Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В фокусе статьи процесс концептуализации биополитики в рамках философии — той, что складывается в контексте современной биополитики. Текст «биополитической философии» становится частью собственного контекста — реальной биополитической ситуации, тем самым изменяя ее. Кроме того, он соотносится с общефилософским контекстом западной философской традиции, а именно отрицает ее, деконструирует, преодолевает в разных смыслах, далеко не всегда сводимых к гегелевскому «преодолению», встраиваясь таким образом в нынешнюю постметафизику с ее известными «поворотами» (практическим, лингвистическим, этическим и др.). В качестве политической философии биополитика представляет собой радикальное переосмысление политической философии модерна, вызванное крахом «просветительского проекта» и кризисом буржуазной представительной демократии. Эти отношения биополитики с философской классикой являются предметом анализа в статье, посвященной двум самым значимым сегодня биополитическим концепциям — Мишеля Фуко и Джорджо Агамбена. Амбиция Агамбена — довершить начатое Фуко; но то, что он «договаривает» за своего предшественника, существенно расходится с разработанной Фуко версией биополитики. Несмотря на то что оба начинают с критики традиционной политической философии, обращаясь от «сущностной» постановки вопроса о власти и правлении (проблема источника власти, ее легитимации и суверенитета) к вопросу о том, как власть осуществляется — в связи с чем и заходит речь о диспозитивах, —трактовка последних у Агамбена такова, что в корне меняет саму суть подхода к биополитике. У Фуко это исторически определенный тип правительной рациональности, у Агамбена — универсальная структура «очеловечивания» животного, являющая собой исключение «голой жизни». Разное понимание диспозитивов рождает две разные «археологии»: настороженное отношение к философскому универсализму, характерное для Фуко, у Агамбена сменяется увлеченным погружением в «начала», пусть и мыслимые «событийно».

Ключевые слова:

биополитика, суверенитет, диспозитив, состояние исключения, форма-жизни

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Кобылин, И. И. (2011), Исток и сингулярность: Дж. Агамбен и М. Фуко о рождении биовласти, Философия и общество, № 3 (63), июль–сентябрь, с. 171–183.

2. Фуко, М. (1996), Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет, сост., пер. с фр., коммент. и послесл. Табачникова, С., общ. ред. Пузырей, А., М.: Касталь.

3. Фуко, М. (2010), Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1978 –1979 учебном году, пер. с фр. Дьяков, А. В., СПб.: Наука.

4. Кильдюшов, О. (2014), Мишель Фуко как исследователь «полицейского государства»: программа, эвристические проблемы, перспективы изучения, Социологическое обозрение, т. 13, № 3, с. 9–32.

5. Фуко, М. (2011), Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году, пер. с фр. Быстров, В. Ю., Суслов, Н. В. и Шестаков, А. В., СПб.: Наука.

6. Семяновская, Е. С. (2013), Соотношение концептов «знание» и «власть» в философских исследованиях Мишеля Фуко, Фундаментальная наука вузам, № 3, с. 258–265.

7. Фуко, М. (2004), Археология знания, пер. с фр. Ракова, М. Б., СПб.: Гуманитарная академия.

8. Фуко, М. (2002), Интеллектуалы и власть, ч. 1: Статьи и интервью 1974–1984, пер. с фр. Офертас, С. Ч., общ. ред. Визгин, В. П. и Скуратов, Б. М., М.: Праксис.

9. Агамбен, Дж. (2018), Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления, пер. с итал. Фарафонова, Д. С. (гл. 1–8), Смагина, Е. (приложение); науч. ред. Расков, Д. Е., Погребняк, А. А. и Фарафонова, Д. С., М.; СПб.: Изд-во Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ.

10. Фуко, М. (2011), Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1982–1983 учебном году, пер. с фр. Дьяков, А. В., СПб.: Наука.

11. Фуко, М. (2004), История удовольствий. История сексуальности, т. 2, пер. с фр. Каплун, В., СПб.: Академический проект.

12. Фуко, М. (2007), Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году, пер. с фр. Погоняйло, А. Г., СПб.: Наука.

13. Агамбен, Дж. (2011), Форма жизни, Художественный журнал, № 81. URL: moskowartmagazine.com/issue/16/article/217 (дата обращения: 12.08.2020).

14. Агамбен, Дж. (2011), Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь, пер. с итал. Левина, И., Дубицкая, О., Соколова П. и др., М.: Европа.

15. Агамбен, Дж. (2012), Что такое диспозитив?, в Агамбен, Дж. Что современно?, Киев: Дух i Лiтера, с. 13–44.

16. Корецкая, М. А. (2019), Амбивалентность власти: мифология, онтология, праксис, СПб.: Алетейа.

17. Agamben, G. (2005), State of Exception, Chicago: University of Chicago Press.

References

1. Kobylin, I. I. (2011), Origin and Singularity: J. Agamben and M. Foucault on the Birth of Biopower,Filosofiia i obshchestvo, no. 3 (63), pp. 171–183. (In Russian)

2. Foucault, M. (1960), Will to Truth. Beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years, ed. by Puzyreya, A., transl. by Tabachnikov, S., Moscow: Kastal’ Publ. (In Russian)

3. Foucault, M. (2010), The birth of biopolitics. A course of lectures given at the College de France in the 1978–1979 academic year, transl. by D’yakov, A. V., St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

4. Kil’dyushov, O. (2014), Michel Foucault as a researcher of the “police state”: program, heuristic problems, research prospects, Sotsiologicheskoe obozrenie, vol. 13, no. 3, pp. 9–32. (In Russian)

5. Foucault, M. (2011), Security, territory, population. A course of lectures given at the Collège de France in the 1977–1978 academic year, transl. by Bystrov, V. Yu., Suslov, N. V. and Shestakov, A. V., St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

6. Semyanovskaya, E. S. (2013), The relationship between the concepts “knowledge” and “power” in the philosophical studies of Michel Foucault, Fundamental’naia nauka vuzam, no. 3, pp. 258–265. (In Russian)

7. Foucault, M. (2004), Archeology of knowledge, transl. by Rakova, M. B., St. Petersburg: Gumanitarnaia akademiia Publ. (In Russian)

8. Foucault, M. (2002), Intellectuals and Power, Part. 1. Articles and interviews 1974–1984, ed. by Vizgina, V. P. and Skuratova, B. M., transl. by Ofertas, S. Ch., Moscow: Praksis Publ. (In Russian)

9. Agamben, G. (2018), Kingdom and Glory. Towards a theological genealogy of economics and management, transl. by Farafonova, D. and Smagina, E., Raskov, D. E. (sient. ed.), Pogrebnyak, A. A. and Farafonova, D. S. (eds), Moscow, St. Petersburg: Izdatel’stvo Instituta Gaidara Publ.; Fakul’tet svobodnyh iskusstv i nauk SPbGU Publ. (In Russian)

10. Foucault, M. (2011), Controlling yourself and others. A course of lectures given at the College de France in the 1982–1983 academic year, transl. by D’yakov, A. V., St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

11. Foucault, M. (2004), A history of pleasure. The history of sexuality, vol. 2, transl. by Kaplun, V., St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

12. Foucault, M. (2007), Hermeneutics of the subject: A course of lectures given at the College de France in the academic year 1981–1982, transl. by Pogonyajlo, A. G., St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

13. Agamben, G. (2011), Life form, Khudozhestvennyi zhurnal, no. 81. Available at: moskowartmagazine.com/issue/16/article/217 (accessed: 12.08.2020). (In Russian)

14. Agamben, G. (2011), Homo sacer. Sovereign power and naked life, transl. by Levina, I., Dubickaja, O., Sokolov, P. et al., Moscow: Evropa Publ. (In Russian)

15. Agamben, G. (2012), What is a disposition?, in Agamben, G., Chto sovremenno?, ed. by Sokolovski, A., Kiev: Duh i Litera Publ., pp. 13–44. (In Russian)

16. Koreckaya, M. A. (2019), The ambivalence of power: mythology, ontology, praxis, St. Petersburg: Aleteia Publ. (In Russian)

17. Agamben, G. (2005), State of Exception, Chicago: University of Chicago Press.

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Погоняйло, А. Г. (2020). Биополитика: контекст и текст философии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4),  657–674. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.405