Власть дискурса и дискурс власти в раннем Средневековье. Италия и Испания

  • Александр Григорьевич Погоняйло Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматривается эволюция западной патристики от Августина к Григорию Великому и Исидору Севильскому в двойном аспекте: власти дискурса и дискурса власти. Первая имеет своим источником истину, «место» которой — в суждении (Аристотель), второй представляет собой проводимую властями политику истины. Власть дискурса в данном случае осуществляется как распространение христианской образованности в  рамках складывающейся дискурсивной формации, подвижные границы которой очерчивают ареалы различных (ортодоксальных или неортодоксальных) форм этой образованности. Дискурс власти в рамках той же формации реализуется в виде решений и законодательных актов властей, так или иначе ориентирующихся на римскую традицию эпохи перехода от pax deorum к pax dei. Власть христианского дискурса особенным образом проявляется в отношении к евреям и иудаизму, поскольку иудаизм включается в христианство в качестве «исключенной» религии (учение Августина о народе-свидетеле), а церковь начинает играть в Средние века роль стабильного и повсеместного института обучения и передачи агонистической риторики. Священники становятся новыми «риторами» (П.Фредриксен), а продуктом их риторики оказываются «риторические» евреи. Дискурс власти в поздней Античности и раннем Средневековье определял правовой статус вполне реальных «исторических» евреев. Основной тезис статьи касается продолжающейся полемики по поводу христианской литературы adversus Iudaeos и соответствующих topoi: антииудаизм ее авторов обретает особенный характер в зависимости от того, продиктован ли он властью дискурса (христианского Слова) или являет собой дискурс власти.

Ключевые слова:

дискурс власти, дискурсивная формация, правовой статус евреев в раннем Средневековье, Григорий Великий, Исидор Севильский

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Стоу, К. (2007), Отчужденное меньшинство. Евреи в средневековой Латинской Европе, пер. Зеленина, Г.М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим. URL: https://www.fedy-diary.ru/html/022013/2302013-01a.html (дата обращения: 16.08.2021).

Погоняйло, А.Г. (2021), Павлово «установление» и adversus Iudaeos в западной патристике, Вестник РХГА, т. 22, вып. 4, с. 298–317.

Fredriksen, P. (2018), Augustine and “Thinking with” Jews: Rhetoric Pro- and Contra Iudaeos, Ancient Jew Review. URL: https://www.ancientjewreview.com/read/2018/2/3/augustine-and-thinking-withjews-rhetoric-pro-and-contra-iudaeos?rq=p.%20fredriksen (дата обращения: 16.08.2021).

Фредриксен, П. (2018), Августин и «единомыслие» с евреями: риторика pro et contra Judaeos, Лехаим, URL: https://lechaim.ru/academy/avgustin-i-edinomyslie-s-evreyami/ (дата обращения: 16.08.21).

Laham Cohen, R. (2013), Judíos históricos y judíos hermenéuticos en tiempos de Gregorio Magno. Conclusiones de la Tesis Doctoral, in: XIV Jornadas Interescuelas/Departamentos de Historia 2 al 5 de octubre de 2013, Universidad Nacional de Cuyo, Argentina, pp. 2–19.

Фуко, М. (2007), Герменевтика субъекта, пер. Погоняйло, А.Г., СПб.: Наука.

Бонавентура, Дж.Ф. (1993), Путеводитель души к Богу, пер. Задворного В.Л., М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина.

Аврелий Августин (1991), Исповедь Блаженного Августина епископа Гиппонского, М.: Renaissance.

Погоняйло, А.Г. (2005), Латинская патристика: вечернее начало, в: Шмонин, Д.В. (ред.), Философия западноевропейского средневековья, СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 11–46.

Laham Cohen, R. (2011), En torno a motivaciones y efectos del discurso antijudío: el caso de los Moralia in Iob de Gregorio Magno, POLIS. Revista de ideas y formas políticas de la Antigüedad Clásica, no. 23, pp. 115–152.

Laham Cohen, R. (2012), El De fide catholica de Isidoro de Sevilla en el marco de la disputa adversus Iudaeos, in Neyra, A.V. and Rodriges, G. (dirs.), ¿Qué implica ser medievalista? Prácticas y reflexiones en torno al oficio del historiador, Mar del Plata, Universidad de Mar del Plata, Sociedad Argentina de Estudios Medievales, vol.II, pp. 5–21.

Laham Cohen R. (2013), Tópicos antijudíos en las Homiliae in Hiezechihelem Prophetam, Anales de Historia Antigua, Medieval y Moderna, vol. 46, pp. 281–308.

Laham Cohen, R. (2014), En torno a las causas y los efectos de la literatura aduersus Iudaeos en la Antigüedad Tardía y el Alto Medioevo, in: Di Benardis, C. et al., Experiencias de la diversidad, UNR Editora, Rosario, 2014, pp. 83–92.

Laham Cohen R. (2015), Theological Anti-Judaism in Gregory the Great, Sefarad, vol. 75, no. 2, pp. 225–252. https://doi.org/10.3989/sefarad.015.008

Monsalvo, A.J.M. (2012), El enclave infiel: el ideario del “otro” judío en la cultura occidental durante los siglos XI al XIII y su difusión en Castilla, in: Los caminos de la exclusión en la sociedad medieval: pecado, delito y represión, Logroño, pp. 171–224.

Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков (1970), М.: Наука.

Laham Cohen R., (2013), Recontextualizando la conversión forzada de la comunidad judía de Clermont en 576 d.C., in: Coronado-Schwindt, G. et al. (eds), Palimpsestos: Escrituras y reescrituras de las culturas Antigua y Medieval, Bahía Blanca, EdiUNS, pp. 155–166.

Харитонов, Л.А. (2006), Исидор Севильский. Историко-философская драма, в: Исидор Севильский. Этимологии, или Начала в XX книгах, кн.I–III: Семь свободных искусств, СПб.: Евразия, c. 160–225.

Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V — начало VIII в.): Исследования и переводы, (2017), ред. Ауров, О.В., Марей, Е.С., М.: Издательский дом «Дело», 2017.


References

Stou, K. (2007), An alienated minority. Jews in Medieval Latin Europe, trans. by Zelenina, G., Moscow: Mosty kul’tury Publ.; Ierusalim: Gesharim, available at: https://www.fedy-diary.ru/html/022013/2302013-01a.html (accessed: 16.08.2021). (In Russian)

Pogonyajlo, A.G. (2021), St. Paul’s “institution” and adversus Iudaeos in Western Patristics, Vestnik RHGA, vol. 22, iss. 4, pp. 298–317. (In Russian)

Fredriksen, P. (2018a), Augustine and “Thinking with” Jews: Rhetoric Pro- and Contra Iudaeos, Ancient Jew Review, available at: https://www.ancientjewreview.com/read/2018/2/3/augustine-and-thinkingwith-jews-rhetoric-pro-and-contra-iudaeos?rq=p.%20fredriksen (accessed: 16.08.2021).

Fredriksen, P. (2018), Augustine and “like-mindedness” with the Jews: the rhetoric pro et contra Judaeos, Lekhaim, available at: https://lechaim.ru/academy/avgustin-i-edinomyslie-s-evreyami/ (accessed: 16.08.2021). (In Russian)

Laham Cohen, R. (2013), Judíos históricos y judíos hermenéuticos en tiempos de Gregorio Magno. Conclusiones de la Tesis Doctoral, in: XIV Jornadas Interescuelas/Departamentos de Historia 2 al 5 de octubre de 2013, Universidad Nacional de Cuyo, Argentina, pp. 2–19.

Foucault, M. (2007), Subject hermeneutics, trans. by Pogonyajlo, A.G., St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Bonaventura (1993), The guide of the soul to God, trans. by Zadvornyj, V.L., Moscow: Greko-latinskii kabinet Iu.A. Shichalina Publ. (In Russian)

Aurelius Augustinus (1991), Confession of Blessed Augustine Bishop of Hippo, Moscow: Renaissance. (In Russian)

Pogonyajlo, A.G. (2005), Latin patristics: evening start, in: Philosophy of the Western European Middle Ages, St Petersburg: St Petersburg University Press, pp. 11–46. (In Russian)

Laham Cohen, R. (2011), En torno a motivaciones y efectos del discurso antijudío: el caso de los Moralia in Iob de Gregorio Magno, POLIS. Revista de ideas y formas políticas de la Antigüedad Clásica, no. 23, pp. 115–152.

Laham Cohen, R. (2012), El De fide catholica de Isidoro de Sevilla en el marco de la disputa adversus Iudaeos, in: Neyra, A.V. and Rodriges, G. (dirs.), ¿Qué implica ser medievalista? Prácticas y reflexiones en torno al oficio del historiador, Mar del Plata, Universidad de Mar del Plata, Sociedad Argentina de Estudios Medievales, vol.II, pp. 5–21.

Laham Cohen, R. (2013), Tópicos antijudíos en las Homiliae in Hiezechihelem Prophetam, Anales de Historia Antigua, Medieval y Moderna, vol. 46, pp. 281–308.

Laham Cohen, R. (2014), En torno a las causas y los efectos de la literatura aduersus Iudaeos en la Antigüedad Tardía y el Alto Medioevo, in: Di Benardis, C. et al., Experiencias de la diversidad, UNR Editora, Rosario, 2014, pp. 83–92.

Laham Cohen R. (2015), Theological Anti-Judaism in Gregory the Great, Sefarad, vol. 75, no. 2, pp. 225–252. https://doi.org/10.3989/sefarad.015.008

Monsalvo, A.J.M. (2012), El enclave infiel: el ideario del “otro” judío en la cultura occidental durante los siglos XI al XIII y su difusión en Castilla, in: Los caminos de la exclusión en la sociedad medieval: pecado, delito y represión, Logroño, pp. 171–224.

Monuments of medieval Latin literature of the IV–IX centuries (1970). Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Laham Cohen R., (2013), Recontextualizando la conversión forzada de la comunidad judía de Clermont en 576 d.C., in: Coronado-Schwindt, G. et al. (eds), Palimpsestos: Escrituras y reescrituras de las culturas Antigua y Medieval, Bahía Blanca, EdiUNS, pp. 155–166.

Haritonov, L.A. (2006), Isidore of Seville. Historical and philosophical drama, in: Isidore of Seville, Etymologiae, or The Origines in XX books, books I–III: Seven liberal arts, St Petersburg, Evrazia Publ., pp. 160–225. (In Russian)

Theology and politics. Power, Church and text in the kingdoms of the Visigoths (V — early VIII century): Research and translations, (2017), ed. by Aurov, O.V. and Marej, E. S., Moscow: Izdatel’skii dom “Delo” Publ (In Russian)

Опубликован
2022-07-21
Как цитировать
Погоняйло, А. Г. (2022). Власть дискурса и дискурс власти в раннем Средневековье. Италия и Испания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(2), 187-203. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.204