The debates on the sense of history between F.M.Dostoevsky and L.N.Tolstoy and the idea of “spiritual empire” as a form of historical development of the mankind

Авторы

  • Igor I. Evlampiev Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Inga Yu. Matveeva Российский государственный институт сценических искусств, Российская Федерация, 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., 34

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.304

Аннотация

В статье обосновывается гипотеза о том, что в романе Ф.М.Достоевского «Подросток» выражена концепция истории, прямо направленная против модели истории, которую Л.Н.Толстой предложил в романе «Война и мир». Толстой полагает, что ход исторических событий определяет стихийное взаимодействие элементарных биологических сил, действующих в  отдельных личностях и в  народах; он категорические отвергает мысль о том, что отдельные личности могут своей разумной волей влиять на историю. В романе «Подросток» Достоевский защищает прямо противоположную концепцию: только немногие «высшие личности» непосредственно влияют на историю с помощью своих великих идей, среди которых особенно большое значение имеют религиозные идеи. В статье доказывается, что критика Достоевского, вероятно, оказала воздействие на Толстого, в результате чего он в своем позднем религиозном учении переходит на позицию, которую раньше отрицал. Теперь Толстой утверждает, что только немногие «лучшие люди», живущие в точном соответствии с учением Иисуса Христа, направляют общество на путь духовного единства и  духовного совершенства и  тем самым определяют ход истории. Та общая модель исторического развития общества, к которой приходят Достоевский и Толстой, может быть названа «духовной империей», она противоположна модели общества, принятой в западной либеральной традиции, порожденной философией Просвещения. В модели «духовной империи» целью развития является все большее духовное единство людей и служение каждого высшим духовным ценностям (созиданию культуры), управлять таким обществом должны «высшие личности», достигшие наибольшего духовного развития и  влияющие на общество с помощью своего духовного авторитета, а не с помощью материальной силы.

Ключевые слова:

русская философия истории, Лев Толстой, Фёдор Достоевский, либерализм и авторитаризм, империя

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Dostoevsky, F.M. (1984), The Brothers Karamazov, in: Dostoevsky, F.M., Complete works, in 30 vols, vol. 14, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Boehm, A.L. (2007), Artistic polemic with Tolstoy (On the understanding of the The Raw Youth), in: Around Dostoevsky, in 2 vols, vol. 1: On Dostoevsky. Collection of articles, ed. by Boehm, A.L., Moscow: Russkii put’ Publ., pp. 535–551. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1975), The Raw Youth, in: Dostoevsky, F.M., Complete works, in 30 vols, vol. 13, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1975), The Raw Youth. Handwritten revisions, in: Dostoevsky, F.M., Complete works, in 30 vols, vol. 16, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1955), A few words about the book War and Peace, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 16, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ., pp. 7–16. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1940), War and Peace, vol. 4, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 12, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1975), Sentence, in: Dostoevsky, F.M., Complete works, in 30 vols, vol. 23, Leningrad: Nauka Publ., pp. 146–148. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1982), Writer’s diary for 1876, November-December, in: Dostoevsky, F.M., Complete works, in 30 vols, vol. 24, Leningrad: Nauka Publ., pp. 146–148. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1936), On Life, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 26, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ., pp. 313–442. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1982), Records of journalistic and literary-critical nature from notebooks and notebooks of 1860–1865, in: Dostoevsky, F.M., Complete works, in 30 vols, vol. 20, Leningrad: Nauka Publ., pp. 152–205. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1957), What I Believe? in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 23, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ., pp. 304–465. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1937), Diaries and notebooks. 1904–1906, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 55, Moscow, Khudozestvennaia literaura Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1956), Path of Life, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 45, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Evlampiev, I.I. (2012), Philosophy of man in the works of F.Dostoevsky (from early works to “The Brothers Karamazov”), St Petersburg: RKhGA Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1938), War and Peace, vol. 2, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 10, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1949), War and Peace. Drafts and variants, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 13, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1935), Diaries and notebooks. 1900–1903, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 54, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1953), Diaries and notebooks. 1895–1899, in: Tolstoy, L.N., Complete works, in 90 vols, vol. 53, Moscow: Khudozestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.10.2022

Как цитировать

Evlampiev, I. I., & Matveeva, I. Y. (2022). The debates on the sense of history between F.M.Dostoevsky and L.N.Tolstoy and the idea of “spiritual empire” as a form of historical development of the mankind. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(3), 319–331. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.304