Личность грядущей эпохи: две основные темы философского мировоззрения Ф. М. Достоевского

Авторы

  • Сяоюй Ли Хэбэйский северный университет, Китайская Народная Республика, Джанджикхоу, Джуанши Сауф роад, 11
  • Тяньюнь Ли Хэбэйский северный университет, Китайская Народная Республика, Джанджикхоу, Джуанши Сауф роад, 11
  • Игорь Иванович Евлампиев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-7209-2616

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.404

Аннотация

В статье анализируются две идеи, наиболее важные для понимания философского мировоззрения Ф.М.Достоевского, но  еще слабо освещенные в  исследовательской литературе. Во-первых, это идея «высших личностей» — людей, сумевших раскрыть в  себе божественное начало и  обретших способность влиять на общество, на мир и  на историю; во-вторых, это представление о  возможности для человечества достичь в  истории состояния абсолютного совершенства, гармонии межличностных отношений. Показано, что эти идеи тесно взаимосвязаны в мировоззрении Достоевского: только по мере того как в человечестве будет появляться все больше «высших личностей», оно будет двигаться к  окончательному совершенству. Образцом «высшей личности» для Достоевского выступает Иисус Христос; два условия, необходимые для превращения человека в «высшую личность», — это исполнение заповеди Христа «возлюби ближнего своего как самого себя» и вера в бессмертие, в неортодоксальном варианте этой идеи, предполагающем существование человеческой личности после смерти в ином мире, подобном земному. В статье доказывается, что Достоевский в конце концов пришел к печальному выводу о том, что в земном мире люди не могут стать в полной мере «высшими личностями», поскольку страстная, половая любовь, неискоренимо присущая нам, не позволяет выполнить заповедь Христа. Однако в рассуждениях Кириллова в романе «Бесы» можно найти идею, которая все-таки позволяет надеяться на достижение совершенства для каждого человека и человечества: это возможно не в нашем земном мире, а в мире, который ждет нас после смерти, поскольку в нем люди смогут получить более совершенную телесность, не предполагающую половой любви.

Ключевые слова:

философское мировоззрение Ф. М. Достоевского, божественное начало в человеке, бессмертие, конец истории, совершенное человечество

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Lubac, H. de (1995), The Drama of Atheist Humanism, San Francisco: Ignatius Press.

Достоевский, Ф.М. (1980), Записи публицистического и литературно-критического характера из записных книжек и тетрадей 1860–1865 гг., в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 20, Л.:Наука, с. 152–205.

Достоевский, Ф.М. (1983), Дневник писателя за 1877 год (январь — август), в: Достоевский,Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 25, Л.: Наука, с. 5–223.

Достоевский, Ф.М. (1974), Идиот. Подготовительные материалы, в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. cоч., в 30 т., т. 9, Л.: Наука, с. 140–288.

Достоевский, Ф.М. (1973), Идиот, в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 8, Л.: Наука.

Степанян, К.А. (2010), Явление и диалог в романах Ф.М.Достоевского, М.: Крига.

Достоевский, Ф.М. (1981), Дневник писателя за 1876 год (май — октябрь), в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 23, Л.: Наука, с. 5–162.

Достоевский, Ф.М. (1982), Дневник писателя за 1876 год (ноябрь — декабрь), в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 24, Л.: Наука, с. 5–65.

Достоевский, Ф.М. (1973), Преступление и наказание, в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 6, Л.: Наука.

Евлампиев, И.И. (2016), Гипертекст идеи бессмертия в творчестве Ф.Достоевского, Достоевский и мировая культура. Альманах, № 34, с. 195–216.

Достоевский, Ф.М. (1974), Бесы, в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 10, Л.: Наука.

Евлампиев, И.И. (2021), Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М.Достоевского, СПб.: РХГА.

Достоевский, Ф.М. (1982), 3аписи к «Дневнику писателя» 1876 г. из рабочих тетрадей 1875– 1877 гг., в: Достоевский, Ф.М., Полн. собр. соч., в 30 т., т. 24, Л.: Наука.

Cassedy, S, (1992), Dostoevsky’s Religion, Stanford: Stanford University Press.


References

Lubac, H. de (1995), The Drama of Atheist Humanism, San Francisco: Ignatius Press.

Dostoevsky, F.M (1980), Notes of journalistic and literary-critical nature from the notebooks in 1860– 1865, in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 20, Leningrad: Nauka Publ., pp. 152–205. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1983), Writer’s Diary for 1877 (January — August), in: Dostoevsky, F.M. Collected Works, in 30 vols, vol. 25, Leningrad: Nauka Publ, pp. 5–223. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1974), Idiot. Preparatory Materials, in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 9, Leningrad: Nauka Publ., pp. 140–288. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1973), Idiot, in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 8, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Stepanyan, K.A. (2010), Appearance and Dialogue in F.M.Dostoevsky’s novels, Moscow: Kriga Publ. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1981), Writer’s Diary for 1876 (May — October), in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 23, Leningrad: Nauka Publ., pp. 5–162. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1982), Writer’s Diary for 1876 (November — December), in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 24, Leningrad: Nauka Publ., pp 5-65. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1973), Crime and Punishment, in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 6, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Evlampiev, I.I. (2016), Hypertext of the idea of immortality in the works of F.Dostoevsky, Dostoevskii i mirovaia kul’tura. Al’manakh, no. 34, pp. 195–216. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1974), The Possessed, in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 10, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Evlampiev, I.I. (2021), The image of Jesus Christ in the philosophical worldview of F.M.Dostoevsky, St. Petersburg: RkhGA Publ. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1982), Notes to the “Diary of a Writer” of 1876 from workbooks of 1875-1877, in: Dostoevsky, F.M., Collected Works, in 30 vols, vol. 24, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Cassedy, S, (1992), Dostoevsky’s Religion, Stanford: Stanford University Press.

Загрузки

Опубликован

31.12.2024

Как цитировать

Ли, С., Ли, Т., & Евлампиев, И. И. (2024). Личность грядущей эпохи: две основные темы философского мировоззрения Ф. М. Достоевского. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 608–621. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.404