Пейзаж как выражение картины мира новоевропейского субъекта

Авторы

  • Ольга Андреевна Наумова Российская Федерация, 198207, Санкт-Петербург, пр. Стачек, 132 https://orcid.org/0000-0003-0530-3222

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.113

Аннотация

Cтатья посвящена рассмотрению пейзажа как жанра, который мог появиться лишь в  Новое время и  только благодаря формированию присущего этому периоду мировоззрения. Новоевропейская субъективность была сформирована расширением представлений о границах пространства и времени, последовавшими за ними коренными изменениями общественного устройства и  экономики. М.Хайдеггер выделил пять черт, отличающих Новое время: развитие науки и машинной техники, становление искусства в  качестве предмета переживания человека, рассмотрение культуры как воплощения наивысших ценностей и обезбоживание, или же десакрализацию. С опорой на эти пять аспектов в статье проводится сравнение общефилософского развития мысли с ситуацией в живописи. Осуществлен подробный разбор понятия «картина мира», способного наиболее адекватно описать взгляд на мир человека той эпохи. Оно подчеркивает возросшее значение визуального восприятия и понимание субъекта как творца, который, познав пред-ставленный перед ним мир и выделив его сущностные черты, самостоятельно репрезентирует объект в виде цельного образа. Вследствие этого пейзаж представляет собой некую схему внешнего по отношению к субъекту мира, который он стремится не только познать и систематизировать, но и преобразовать в соответствии со своими нуждами. Именно в  этот период европейская живопись переживает первый опыт создания пространства в художественных произведениях с помощью перспективы и композиционных приемов, а пейзаж становится не просто элементом декоративного оформления полотна, а отражением мировоззренческой установки Нового времени, направленной на объективацию природы.

Ключевые слова:

картина мира, пейзажная живопись,, новоевропейская субъективность,, Хайдеггер, образ мира

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Хайдеггер, М. (2008), Время картины мира, пер. Михайлов, А.В., в: Хайдеггер, М., Исток художественного творения, М.: Академический проект, с. 259–301.

Гвардини, Р. (1993), Конец нового времени, ред. Гуревич, П.С., в: Феномен человека: Антология, М.: Высшая школа, с. 240–297.

Паскаль, Б. (1994), Мысли, пер. Хома, О., М.: REFL-book.

Хайдеггер, М. (2008), Время картины мира, пер. Михайлов, А.В., в: Хайдеггер, М., Исток художественного творения, М.: Академический проект, с. 440–455.

Glazebrook, T. (1998), Heidegger on the experiment, Philosophy Today, vol. 42, no. 3, pp. 250–261.

Декарт, Р. (1989), Сочинения: в 2 т., т. 1, пер. Соколов, В.В., М.: Мысль.

Кемпер, Д. (2009), Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна, пер. Жеребин, А.И., M. : Языки славянской культуры.

Даниэль, С.М. (1990), Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Л.: Искусство.

Воронцова, Е. (2012), Понятие визуальной картины мира, Аналитика культурологии.,№ 24, с. 16–27.

Бенуа, А.Н. (2004), История живописи всех времен и народов, т. 1, СПб.: Нева.


References

Heidegger, M. (2008), The Age of the World Picture, trans. by Mikhailov, A.V., in: Heidegger, M., The Origin of the Work of Art, Moscow: Akademicheskii proekt Publ., pp. 259–301. (In Russian)

Guardini, R. (1993), The end of the Modern period, trans. by Gurevich, P. S., in: Fenomen cheloveka: Antologiia, Moscow: Vysshaia shkola Publ., pp. 240–297. (In Russian)

Paskal, B. (1994), Thoughts, trans. by Khoma, O., Moscow: REFL-book Publ. (In Russian)

Heidegger, M. (2008), The Provenance of Art and the Destination of Thought, trans. by Mikhailov, A.V., in: Heidegger, M., The Origin of the Work of Art, Moscow: Akademicheskii proekt Publ., pp. 440–455. (In Russian)

Glazebrook, T. (1998), Heidegger on the experiment, Philosophy Today, vol. 42, no. 3, pp. 250–261.

Dekartes, R. (1989), Compositions: in 2 vols, vol. 1, trans. by Sokolova, V.V., Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Kemper, D. (2009), Goethe and the problem of individuality in the culture of the modern era, trans. by Zherebin, A.I., Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ. (In Russian)

Daniel’, S.M. (1990), The art of seeing: the creative abilities of perception, the language of lines and colors, and the education of the viewer, Leningrad: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Vorontsova, E. (2012), Concept of the visual picture of the world, Analitika kul’turologii, vol. 24, pp. 16–27. (In Russian)

Benua, A.N. (2004), The history of painting of all time, vol. 1, St. Petersburg: Neva Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.05.2024

Как цитировать

Наумова, О. А. (2024). Пейзаж как выражение картины мира новоевропейского субъекта. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(1), 155–165. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.113