Феномен конфликтов вокруг искусства в контексте устройства современной публичной сферы
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.207Аннотация
В статье рассматривается новый тип конфликтов — протесты публики против современного искусства, — актуализированный в конце ХХ — начале ХХI в. Выделены типичные признаки современных конфликтов: в центре находится дискурс оскорбленности, протест носит групповой и организованный характер, обвинение предъявляется художественным институциям, а формами конфликтного взаимодействия зачастую становятся коллективные аффективные реакции и символическое насилие. Протесты против современного искусства рассмотрены сквозь призму анализа публики как актора конфликта, трансформаций публичного пространства и отношений в нем автономного поля искусства («мира искусства») и полей влияния других социальных сил. Отношения мира искусства и публики выходят за рамки просветительской парадигмы, в которой доминировали асимметрия и пассивное влияние потребителей на динамику поля искусства. Активизация части публики, для которой потребление современного искусства не является культурной нормой, свидетельствует о том, что истоки конфликта не могут быть объяснены правилами художественной коммуникации, сложившейся в обществе модерна. Площадки современного искусства оказываются заметными и важными местами проявления социального напряжения и, следовательно, борьбы политического характера. Искусство в публичной сфере становится наиболее уязвимым местом (Дж. Батлер). Доказывается, что одним из факторов активизации публичных конфликтов стало изменение состава той стороны конфликта, которую мы называем «публика», в отличие от «аудитории искусства». В рамках концепции публичной сферы как агонистического пространства (Ш. Муфф) утверждается необходимость пересмотра ценностных установок художественных институций и стратегий их взаимодействия с публикой.
Ключевые слова:
конфликты с современным искусством, публика, аудитория искусства, агонистическое пространство, автономное поле культуры, публичная сфера, художественные институции
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.