The Эпистемологическая критика фальсификации научного атеизма, или Метаморфозы «религиозного ренессанса» в современной России

  • Кирилл Александрович Юдин Ивановский государственный университет, Российская Федерация, 153025, Иваново, ул. Ермака, 39

Аннотация

Cтатья посвящена эпистемологической экспертизе идейно-мировоззренческого климата постсоветской России. Автор показывает, что так называемый религиозный ренессанс представляет собой далеко не безобидный феномен духовной жизни, а новую форму идеологического диктата. Методом утверждения последнего становится смена информационно-политических приоритетов в сторону целенаправленной дискредитации научно-атеистической парадигмы. В статье выделяются пять уровней, или типов, фальсификаций, основанных на прочно имплантированных в общественное сознание эквивокациях (смешениях смыслов): атеизм как идеология — доктринальный субпродукт, атавизм советской эпохи; атеизм как дискурс — искусственная или вторичная парадигма; атеизм как религия, ответная сакрализация, «сциентическая вера»; атеизм как имморализм; атеизм как латентный интеизм — относительно новый термин, означающий имманентную религиозную идентичность, устанавливаемую даже вопреки воле и разуму ее носителя. По мнению автора, в очищенном от идеологических примесей виде научный атеизм представляет собой адекватную обоснованную реакцию со стороны интеллектуального сообщества и прогрессивной общественности, заключающуюся в осознанном противодействии дискредитации научных знаний, подменяющихся религиозной догматикой и мифотворчеством их адептами, преследующими независимо от конфессиональной принадлежности  единственную цель — создание корпоративной псевдоэлитарности, претендующей на информационно-идеологическую и политическую гегемонию. Научно-атеистическая парадигма обладает подлинной морально-этической ценностью и состоятельностью, поскольку атеист демонстрирует разумную духовную автаркию, но в рамках общечеловеческих универсальных ценностей, что является признаком интеллектуальной зрелости личности, правильно, а не девиантно-искаженно социализированной. Все это, как полагает автор, может выступать основанием для выдвижения научного атеизма в качестве фундамента подлинной гуманистической интеграции различий и выработки адекватной и рациональной концепции — стратегии государственного управления, заключающейся в последовательной реализации «доктрины сдерживания» клерикализма во всех его проявлениях, ограничения религиозной практики путем нормативно-правовой регламентации пределов их распространения.
Ключевые слова:

научный атеизм, клерикализм, идеология, дискурсивность, вера, истина, познание

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература


Добрускин М. Е. Атеизм на «скамье подсудимых» // Философия и общество. 2005. No 1(38). С. 16–37.

Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. No 5. С. 54–61.

Гинзбург В. Страна просто погружается в мракобесие // Сайт «Научный атеизм». URL: http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_10.phtml (дата обращения: 24.06.2016).

Кошелева Н. В., Казарян М. Ю. Портрет атеиста глазами современных студентов // Культурно-историческая психология / ред. В. П. Зинченко. 2011. No 3. С. 42–49.

Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2008. 607 с.

Синелина Ю. Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2013. No 1. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 19.07.2016).

Тощенко Ж. Т. Теократия: фантом или реальность. М., 2007. 664 с.

Баёв П. А. Атеизм и атеисты в современной России // Аналитика культурологии. 2011. Вып. 20. С. 124–130.

Конопкин А. М., Медиев М. М. Религиозный «ренессанс» в постсоветской России // Поволжский педагогический поиск. 2013. No 2(4). С. 169–172.

Литвяк Ю. Ф. Атеизм как «квазирелигия» советского общества // Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия: материалы Международной научной конференции (X Колосницынские чтения), 24 апреля 2015 г. Екатеринбург, 2015. С. 288–291.

Кржевов В. С. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализация общества? // Философские науки. 2012. No 10. С. 93–105.

Кантеров И. Я. Факты против вымысла. Критический анализ «новейших» фальсификаций научного атеизма. М.: Политиздат, 1979. 78 с.

Теология в государственной системе образования России. Круглый стол, 29 февраля
2000 // Философское образование. 2000. No 3. С. 105–140.

Царегородцев А. В. Идеология антиклерикального движения в современной России // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2014. No 2–3. С. 62–70.

Шопенгауэр А. Собр. соч.: в 6 т. СПб.: Республика, 2011. Т. 4, 6. 398; 383 с.

Гуревич П. С. К дискуссии о религии // Знание. Понимание. Умение. 2007. No 1. С. 233–235.

Пивоваров Д. В. Атеизм: понятие и виды // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. No 4. С. 93–102.

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М.: Наука, 1964. 167 с.

Юдин К. А., Бандурин М. А.«Интеллигенция» и «интеллектуалы»: историографические, социально-философские и общетеоретические аспекты понятий // Общественные науки и современность. 2016. No 2. С. 108–120.

Исаков А. А. К проблеме определения атеизма // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. No 49. С. 11–15.

Медведев А. В. Библейский образ человека и задачи современного атеизма // Отношение человека к иррациональному. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1989. С. 96–116.

История и теория атеизма. М.: Мысль, 1987. 475 с .

Галечка Т. Критика современных теологических фальсификаций атеизма // Вопросы научного атеизма. 1978. Вып. 23. С. 199–207.

Лейбниц Г. Ф. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. 554 с.

Зеньковский В. Апологетика. Париж, 1957. 262 с.

Зеньковский В. Основы христианской философии: в 2 т. Париж, 1964. Т. 2. 186 с.

Бояринцев В. И. Новые попытки приспособления религии к современному естествознанию // Вопросы научного атеизма. 1966. Вып. 2. С. 141–164.

Карлюк А. С. Очерки по научному атеизму. Минск: Из-во АН БССР, 1961. 575 с.

Гинзбург В. Непонимание — не аргумент // Новая газета. Приложение «Кентавр». 2008. No 8. 21–23 янв.

Гобозов И. А. Религиозная вера и научное знание — антагонисты // Вестник Российского философского общества. 2007. No 3(43). С. 126–129.

Садовский М. Физики и лирики // Новая газета. Приложение «Кентавр». 2008. No 8. 21–23 янв.

Слонов Н. Н. Интеизм: между теизмом и атеизмом // Философские науки. 2010. No 8. С. 47–64.

Богатырёв Д. К., Шишова М. И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской пост-секулярности // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2015. Вып. 3. С. 95–109.


References


Dobruskin M. E. Ateizm na “skam’e podsudimykh” [Atheism to “dock”]. Filosofiia i obshchestvo [Phi-losophy and Society]2005 no. 1 (38) pp. 16–37. (In Russian)

Popov N. P. Naskol’ko my nabozhny [As far as we are devout]. Measurement World2008 no. 5 pp. 54–61. (In Russian)

Ginzburg V. Strana prosto pogruzhaetsya v mrakobesie [The country is just immersed in obscu-rantism]. Scientific Atheism. Website. Available at: http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_10.phtml (ac-cessed: 24.06.2016). (In Russian)

Kosheleva N. V. Kazaryan M. Yu. Portret ateista glazami sovremennykh studentov [Portrait of a modern student atheist eyes]. Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural-Historical Psychology]. Ed. V. P. Zinchenko2011 no. 3 pp. 42–49. (In Russian)

Zinov’ev A. A. Russkaia tragediia [Russian tragedy]. Moscow Algorithm Publ. EKSMO Publ. 2008. 607 p. (In Russian)

Sinelina Yu. Yu. Religiya v sovremennom mire [Religion in the modern world]. Expert2013 no. 1. Available at: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (accessed: 19.07.2016). (In Russian)

Toshchenko Zh. T. Teokratiia: fantom ili real’nost’ [Theocracy: phantom or reality]. Moscow 2007. 664 p. (In Russian)

Baev P. A. Ateizm i ateisty v sovremennoi Rossii [Atheism and atheists in modern Russia]. Analitika kul’turologii [Analysis of Cultural Studies]2011 no. 20 pp. 124–130. (In Russian)

Dobruskin M. E. Ateizm na “skam’e podsudimykh” [Atheism to “dock”]. Filosofiia i obshchestvo [Phi-losophy and Society]2005 no. 1 (38) pp. 16–37. (In Russian)

opov N. P. Naskol’ko my nabozhny [As far as we are devout]. Measurement World2008 no. 5 pp. 54–61. (In Russian)

inzburg V. Strana prosto pogruzhaetsya v mrakobesie [The country is just immersed in obscu-rantism]. Scientific Atheism. Website. Available at: http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_10.phtml (ac-cessed: 24.06.2016). (In Russian)

osheleva N. V. Kazaryan M. Yu. Portret ateista glazami sovremennykh studentov [Portrait of a modern student atheist eyes]. Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural-Historical Psychology]. Ed. V. P. Zinchenko2011 no. 3 pp. 42–49. (In Russian)

inov’ev A. A. Russkaia tragediia [Russian tragedy]. Moscow Algorithm Publ. EKSMO Publ. 2008. 607 p. (In Russian)

inelina Yu. Yu. Religiya v sovremennom mire [Religion in the modern world]. Expert2013 no. 1. Available at: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (accessed: 19.07.2016). (In Russian)

oshchenko Zh. T. Teokratiia: fantom ili real’nost’ [Theocracy: phantom or reality]. Moscow 2007. 664 p. (In Russian)

aev P. A. Ateizm i ateisty v sovremennoi Rossii [Atheism and atheists in modern Russia]. Analitika kul’turologii [Analysis of Cultural Studies]2011 no. 20 pp. 124–130. (In Russian)

onopkin A. M. Mediev M. M. Religioznyi “renessans” v postsovetskoi Rossii [Religious “renais-sance” in post-Soviet Russia]. Povolzhskii pedagogicheskii poisk2013 no. 2 (4) pp. 169–172. (In Russian)

Litvyak Yu. F. [Atheism as a “quasi-religion” of Soviet society]. Sovetskii sotsiokul’turnyi proekt: is-toricheskii shans ili global’naia antiutopiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (X Kolosnitsyn-skie chteniia) [Soviet socio-cultural project: a historic opportunity and global dystopia: Proceedings of the Inter-national scientific conference (X Kolosnitsynskie reading)] April 24 2015. Ekaterinburg2015 pp. 288–291. (In Russian)

Krzhevov V. S. Religiia v sovremennoi Rossii: dukhovnoe vozrozhdenie ili klerikalizatsiia obshchest-va? [Religion in modern Russia: the spiritual revival or clericalization society?]. Filosofskie nauki2012 no. 10 pp. 93–105. (In Russian)

Kanterov I. Ya. Fakty protiv vymysla. Kriticheskii analiz “noveishikh” fal’sifikatsii nauchnogo ateizma [Facts versus fiction. Critical analysis of the “new” falsification of scientific atheism]. Moscow Politizdat 1979. 78 p. (In Russian).

Teologiia v gosudarstvennoi sisteme obrazovaniia Rossii. “Kruglyi stol” 29 fevralya 2000 [Theology in the public system of education in Russia. “Round table” February 29 2000]. Filosofskoe obrazovanie2000 no. 3 pp. 105–140 (In Russian)

Tsaregorodtsev A. V. Ideologiia antiklerikal’nogo dvizheniia v sovremennoi Rossii [The ideology of anti-clerical movement in modern Russia]. Vyzovy global’nogo mira. Vestnik IMTP [The global challenges of the world. Journal of SCPI]2014 no. 2–3 pp. 62–70. (In Russian)

Shopengauer A. Sobranie sochinenii [Collected Works]. In 6 vols. Vol. 4 6. St-Peterburg Republic Publ.2011 398; 383 p. (In Russian)

Gurevich P. S. K diskussii o religii [Discussion on the religion]. Znanie. Ponimanie. Umenie2007 no. 1 pp. 233–235. (In Russian)

Pivovarov D. V. Ateizm: poniatie i vidy [Atheism: the concept and types]. Vestnik Ural’skogo instituta ekonomiki upravleniia i prava2009 no. 4 pp. 93–102. (In Russian)

Grekulov E. F. Pravoslavnaia inkvizitsiia v Rossii [The Orthodox Inquisition in Russia]. Moscow Nau-ka Publ. 1964. 167 p. (In Russian)

Yudin K. A. Bandurin M. A. “Intelligentsiia” i “intellektualy”: istoriograficheskie sotsial’no-filosof-skie i obshcheteoreticheskie aspekty ponyatii [“Intellectuals” and “intellectuals”: historiography social philosophical and general theoretical aspects of the concept]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’2016 no. 2 pp. 108–120. (In Russian)

Isakov A. A. K probleme opredeleniia ateizma [On the problem of the definition of atheism]. Sborn-iki konferentsii NITs Sotsiosfera [Collectors conferences SIC sociosphere]2015 no. 49 pp. 11–15. (In Russian)

Medvedev A. V. Bibleiskii obraz cheloveka i zadachi sovremennogo ateizma [The biblical image of man and the problem of modern atheism]. Otnoshenie cheloveka k irratsional’nomu [The ratio of human to the irrational]. Sverdlovsk1989 pp. 96–116. (In Russian)

Istoriia i teoriia ateizma [History and theory of atheism]. Moscow Mysl’ Publ. 1987. 475 p. (In Rus-sian)

Galechka T. Kritika sovremennykh teologicheskikh fal’sifikatsii ateizma [Criticism of modern peda-gogical fraud atheism]. Voprosy nauchnogo ateizma1978 no. 23 pp. 199–207. (In Russian)

Leibnits G. F. Sochineniia [Works]. In 4 vols. vol. 4. Moscow Mysl’ 1989. 554 p. (In Russian)

Zen’kovskii V. Apologetika [Apologetics]. Paris 1957. 262 p. (In Russian).

Zen’kovskii V. Osnovy khristianskoi filosofii [Fundamentals of Christian philosophy]. In 2 vols. vol. 2. Paris 1964. 186 p. (In Russian)

Boyarintsev V. I. Novye popytki prisposobleniia religii k sovremennomu estestvoznaniiu [New attempts to adapt religion to the modern natural sciences]. Voprosy nauchnogo ateizma1966 no. 2 pp. 141– 164. (In Russian)

Karlyuk A. S. Ocherki po nauchnomu ateizmu [Essays on scientific atheism]. Minsk Publishing House of the Academy of Sciences of the BSSR 1961. 575 p. (In Russian)
Опубликован
2018-09-19
Как цитировать
Юдин, К. (2018). The Эпистемологическая критика фальсификации научного атеизма, или Метаморфозы «религиозного ренессанса» в современной России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(1), 85-97. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.109