Эпистемологическая критика фальсификации научного атеизма, или Метаморфозы «религиозного ренессанса» в современной России

Авторы

  • Кирилл Александрович Юдин Ивановский государственный университет, Российская Федерация, 153025, Иваново, ул. Ермака, 39

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.109

Аннотация

Cтатья посвящена эпистемологической экспертизе идейно-мировоззренческого климата постсоветской России. Автор показывает, что так называемый религиозный ренессанс представляет собой далеко не безобидный феномен духовной жизни, а новую форму идеологического диктата. Методом утверждения последнего становится смена информационно-политических приоритетов в сторону целенаправленной дискредитации научно-атеистической парадигмы. В статье выделяются пять уровней, или типов, фальсификаций, основанных на прочно имплантированных в общественное сознание эквивокациях (смешениях смыслов): атеизм как идеология — доктринальный субпродукт, атавизм советской эпохи; атеизм как дискурс — искусственная или вторичная парадигма; атеизм как религия, ответная сакрализация, «сциентическая вера»; атеизм как имморализм; атеизм как латентный интеизм — относительно новый термин, означающий имманентную религиозную идентичность, устанавливаемую даже вопреки воле и разуму ее носителя. По мнению автора, в очищенном от идеологических примесей виде научный атеизм представляет собой адекватную обоснованную реакцию со стороны интеллектуального сообщества и прогрессивной общественности, заключающуюся в осознанном противодействии дискредитации научных знаний, подменяющихся религиозной догматикой и мифотворчеством их адептами, преследующими независимо от конфессиональной принадлежности  единственную цель — создание корпоративной псевдоэлитарности, претендующей на информационно-идеологическую и политическую гегемонию. Научно-атеистическая парадигма обладает подлинной морально-этической ценностью и состоятельностью, поскольку атеист демонстрирует разумную духовную автаркию, но в рамках общечеловеческих универсальных ценностей, что является признаком интеллектуальной зрелости личности, правильно, а не девиантно-искаженно социализированной. Все это, как полагает автор, может выступать основанием для выдвижения научного атеизма в качестве фундамента подлинной гуманистической интеграции различий и выработки адекватной и рациональной концепции — стратегии государственного управления, заключающейся в последовательной реализации «доктрины сдерживания» клерикализма во всех его проявлениях, ограничения религиозной практики путем нормативно-правовой регламентации пределов их распространения.

Ключевые слова:

научный атеизм, клерикализм, идеология, дискурсивность, вера, истина, познание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Добрускин М. Е. Атеизм на «скамье подсудимых» // Философия и общество. 2005. No 1(38). С. 16–37.

Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. No 5. С. 54–61.

Гинзбург В. Страна просто погружается в мракобесие // Сайт «Научный атеизм». URL: http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_10.phtml (дата обращения: 24.06.2016).

Кошелева Н. В., Казарян М. Ю. Портрет атеиста глазами современных студентов // Культурно-историческая психология / ред. В. П. Зинченко. 2011. No 3. С. 42–49.

Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2008. 607 с.

Синелина Ю. Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2013. No 1. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 19.07.2016).

Тощенко Ж. Т. Теократия: фантом или реальность. М., 2007. 664 с.

Баёв П. А. Атеизм и атеисты в современной России // Аналитика культурологии. 2011. Вып. 20. С. 124–130.

Конопкин А. М., Медиев М. М. Религиозный «ренессанс» в постсоветской России // Поволжский педагогический поиск. 2013. No 2(4). С. 169–172.

Литвяк Ю. Ф. Атеизм как «квазирелигия» советского общества // Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия: материалы Международной научной конференции (X Колосницынские чтения), 24 апреля 2015 г. Екатеринбург, 2015. С. 288–291.

Кржевов В. С. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализация общества? // Философские науки. 2012. No 10. С. 93–105.

Кантеров И. Я. Факты против вымысла. Критический анализ «новейших» фальсификаций научного атеизма. М.: Политиздат, 1979. 78 с.

Теология в государственной системе образования России. Круглый стол, 29 февраля

// Философское образование. 2000. No 3. С. 105–140.

Царегородцев А. В. Идеология антиклерикального движения в современной России // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2014. No 2–3. С. 62–70.

Шопенгауэр А. Собр. соч.: в 6 т. СПб.: Республика, 2011. Т. 4, 6. 398; 383 с.

Гуревич П. С. К дискуссии о религии // Знание. Понимание. Умение. 2007. No 1. С. 233–235.

Пивоваров Д. В. Атеизм: понятие и виды // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. No 4. С. 93–102.

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М.: Наука, 1964. 167 с.

Юдин К. А., Бандурин М. А.«Интеллигенция» и «интеллектуалы»: историографические, социально-философские и общетеоретические аспекты понятий // Общественные науки и современность. 2016. No 2. С. 108–120.

Исаков А. А. К проблеме определения атеизма // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. No 49. С. 11–15.

Медведев А. В. Библейский образ человека и задачи современного атеизма // Отношение человека к иррациональному. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1989. С. 96–116.

История и теория атеизма. М.: Мысль, 1987. 475 с .

Галечка Т. Критика современных теологических фальсификаций атеизма // Вопросы научного атеизма. 1978. Вып. 23. С. 199–207.

Лейбниц Г. Ф. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. 554 с.

Зеньковский В. Апологетика. Париж, 1957. 262 с.

Зеньковский В. Основы христианской философии: в 2 т. Париж, 1964. Т. 2. 186 с.

Бояринцев В. И. Новые попытки приспособления религии к современному естествознанию // Вопросы научного атеизма. 1966. Вып. 2. С. 141–164.

Карлюк А. С. Очерки по научному атеизму. Минск: Из-во АН БССР, 1961. 575 с.

Гинзбург В. Непонимание — не аргумент // Новая газета. Приложение «Кентавр». 2008. No 8. 21–23 янв.

Гобозов И. А. Религиозная вера и научное знание — антагонисты // Вестник Российского философского общества. 2007. No 3(43). С. 126–129.

Садовский М. Физики и лирики // Новая газета. Приложение «Кентавр». 2008. No 8. 21–23 янв.

Слонов Н. Н. Интеизм: между теизмом и атеизмом // Философские науки. 2010. No 8. С. 47–64.

Богатырёв Д. К., Шишова М. И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской пост-секулярности // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2015. Вып. 3. С. 95–109.

References

Dobruskin M. E. Ateizm na “skam’e podsudimykh” [Atheism to “dock”]. Filosofiia i obshchestvo [Phi-losophy and Society]2005 no. 1 (38) pp. 16–37. (In Russian)

Popov N. P. Naskol’ko my nabozhny [As far as we are devout]. Measurement World2008 no. 5 pp. 54–61. (In Russian)

Ginzburg V. Strana prosto pogruzhaetsya v mrakobesie [The country is just immersed in obscu-rantism]. Scientific Atheism. Website. Available at: http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_10.phtml (ac-cessed: 24.06.2016). (In Russian)

Kosheleva N. V. Kazaryan M. Yu. Portret ateista glazami sovremennykh studentov [Portrait of a modern student atheist eyes]. Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural-Historical Psychology]. Ed. V. P. Zinchenko2011 no. 3 pp. 42–49. (In Russian)

Zinov’ev A. A. Russkaia tragediia [Russian tragedy]. Moscow Algorithm Publ. EKSMO Publ. 2008. 607 p. (In Russian)

Sinelina Yu. Yu. Religiya v sovremennom mire [Religion in the modern world]. Expert2013 no. 1. Available at: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (accessed: 19.07.2016). (In Russian)

Toshchenko Zh. T. Teokratiia: fantom ili real’nost’ [Theocracy: phantom or reality]. Moscow 2007. 664 p. (In Russian)

Baev P. A. Ateizm i ateisty v sovremennoi Rossii [Atheism and atheists in modern Russia]. Analitika kul’turologii [Analysis of Cultural Studies]2011 no. 20 pp. 124–130. (In Russian)

Dobruskin M. E. Ateizm na “skam’e podsudimykh” [Atheism to “dock”]. Filosofiia i obshchestvo [Phi-losophy and Society]2005 no. 1 (38) pp. 16–37. (In Russian)

opov N. P. Naskol’ko my nabozhny [As far as we are devout]. Measurement World2008 no. 5 pp. 54–61. (In Russian)

inzburg V. Strana prosto pogruzhaetsya v mrakobesie [The country is just immersed in obscu-rantism]. Scientific Atheism. Website. Available at: http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_10.phtml (ac-cessed: 24.06.2016). (In Russian)

osheleva N. V. Kazaryan M. Yu. Portret ateista glazami sovremennykh studentov [Portrait of a modern student atheist eyes]. Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural-Historical Psychology]. Ed. V. P. Zinchenko2011 no. 3 pp. 42–49. (In Russian)

inov’ev A. A. Russkaia tragediia [Russian tragedy]. Moscow Algorithm Publ. EKSMO Publ. 2008. 607 p. (In Russian)

inelina Yu. Yu. Religiya v sovremennom mire [Religion in the modern world]. Expert2013 no. 1. Available at: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (accessed: 19.07.2016). (In Russian)

oshchenko Zh. T. Teokratiia: fantom ili real’nost’ [Theocracy: phantom or reality]. Moscow 2007. 664 p. (In Russian)

aev P. A. Ateizm i ateisty v sovremennoi Rossii [Atheism and atheists in modern Russia]. Analitika kul’turologii [Analysis of Cultural Studies]2011 no. 20 pp. 124–130. (In Russian)

onopkin A. M. Mediev M. M. Religioznyi “renessans” v postsovetskoi Rossii [Religious “renais-sance” in post-Soviet Russia]. Povolzhskii pedagogicheskii poisk2013 no. 2 (4) pp. 169–172. (In Russian)

Litvyak Yu. F. [Atheism as a “quasi-religion” of Soviet society]. Sovetskii sotsiokul’turnyi proekt: is-toricheskii shans ili global’naia antiutopiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (X Kolosnitsyn-skie chteniia) [Soviet socio-cultural project: a historic opportunity and global dystopia: Proceedings of the Inter-national scientific conference (X Kolosnitsynskie reading)] April 24 2015. Ekaterinburg2015 pp. 288–291. (In Russian)

Krzhevov V. S. Religiia v sovremennoi Rossii: dukhovnoe vozrozhdenie ili klerikalizatsiia obshchest-va? [Religion in modern Russia: the spiritual revival or clericalization society?]. Filosofskie nauki2012 no. 10 pp. 93–105. (In Russian)

Kanterov I. Ya. Fakty protiv vymysla. Kriticheskii analiz “noveishikh” fal’sifikatsii nauchnogo ateizma [Facts versus fiction. Critical analysis of the “new” falsification of scientific atheism]. Moscow Politizdat 1979. 78 p. (In Russian).

Teologiia v gosudarstvennoi sisteme obrazovaniia Rossii. “Kruglyi stol” 29 fevralya 2000 [Theology in the public system of education in Russia. “Round table” February 29 2000]. Filosofskoe obrazovanie2000 no. 3 pp. 105–140 (In Russian)

Tsaregorodtsev A. V. Ideologiia antiklerikal’nogo dvizheniia v sovremennoi Rossii [The ideology of anti-clerical movement in modern Russia]. Vyzovy global’nogo mira. Vestnik IMTP [The global challenges of the world. Journal of SCPI]2014 no. 2–3 pp. 62–70. (In Russian)

Shopengauer A. Sobranie sochinenii [Collected Works]. In 6 vols. Vol. 4 6. St-Peterburg Republic Publ.2011 398; 383 p. (In Russian)

Gurevich P. S. K diskussii o religii [Discussion on the religion]. Znanie. Ponimanie. Umenie2007 no. 1 pp. 233–235. (In Russian)

Pivovarov D. V. Ateizm: poniatie i vidy [Atheism: the concept and types]. Vestnik Ural’skogo instituta ekonomiki upravleniia i prava2009 no. 4 pp. 93–102. (In Russian)

Grekulov E. F. Pravoslavnaia inkvizitsiia v Rossii [The Orthodox Inquisition in Russia]. Moscow Nau-ka Publ. 1964. 167 p. (In Russian)

Yudin K. A. Bandurin M. A. “Intelligentsiia” i “intellektualy”: istoriograficheskie sotsial’no-filosof-skie i obshcheteoreticheskie aspekty ponyatii [“Intellectuals” and “intellectuals”: historiography social philosophical and general theoretical aspects of the concept]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’2016 no. 2 pp. 108–120. (In Russian)

Isakov A. A. K probleme opredeleniia ateizma [On the problem of the definition of atheism]. Sborn-iki konferentsii NITs Sotsiosfera [Collectors conferences SIC sociosphere]2015 no. 49 pp. 11–15. (In Russian)

Medvedev A. V. Bibleiskii obraz cheloveka i zadachi sovremennogo ateizma [The biblical image of man and the problem of modern atheism]. Otnoshenie cheloveka k irratsional’nomu [The ratio of human to the irrational]. Sverdlovsk1989 pp. 96–116. (In Russian)

Istoriia i teoriia ateizma [History and theory of atheism]. Moscow Mysl’ Publ. 1987. 475 p. (In Rus-sian)

Galechka T. Kritika sovremennykh teologicheskikh fal’sifikatsii ateizma [Criticism of modern peda-gogical fraud atheism]. Voprosy nauchnogo ateizma1978 no. 23 pp. 199–207. (In Russian)

Leibnits G. F. Sochineniia [Works]. In 4 vols. vol. 4. Moscow Mysl’ 1989. 554 p. (In Russian)

Zen’kovskii V. Apologetika [Apologetics]. Paris 1957. 262 p. (In Russian).

Zen’kovskii V. Osnovy khristianskoi filosofii [Fundamentals of Christian philosophy]. In 2 vols. vol. 2. Paris 1964. 186 p. (In Russian)

Boyarintsev V. I. Novye popytki prisposobleniia religii k sovremennomu estestvoznaniiu [New attempts to adapt religion to the modern natural sciences]. Voprosy nauchnogo ateizma1966 no. 2 pp. 141– 164. (In Russian)

Karlyuk A. S. Ocherki po nauchnomu ateizmu [Essays on scientific atheism]. Minsk Publishing House of the Academy of Sciences of the BSSR 1961. 575 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

19.09.2018

Как цитировать

Юдин, К. А. (2018). Эпистемологическая критика фальсификации научного атеизма, или Метаморфозы «религиозного ренессанса» в современной России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(1), 85–97. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.109