Религиозное образование в Казахстане: вызовы пандемии COVID-19

  • Татьяна Александровна Липина Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева
  • Юлия Васильевна Шаповал Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

Аннотация

В статье рассматривается влияние дистанционного формата обучения и цифровых технологий на образовательный процесс в духовных учебных заведениях, а также на религиозно-просветительские практики при религиозных организациях в контексте карантинных ограничений пандемии коронавируса в Казахстане. Методологическую основу исследования составили метод полуструктурированных интервью с организаторами и участниками обучения, священнослужителями, метод фокус-группы и анализ цифровых ресурсов. Исследованием были охвачены духовные учебные заведения, представляющие ислам, православие, католичество, а также курсы по религиозному просвещению. Авторы показывают, что пандемия ускорила процесс цифровизации религии в Казахстане и вовлекла в этот процесс сферу религиозного образования и просвещения. Авторы, основываясь на подходе религиозно-социального формирования технологии Х. Кэмпбелл при анализе данных, аргументируют, что рефлексия полученного опыта дистанционного обучения и просвещения ее участниками выражает процесс согласования применения информационно-коммуникативных технологий к религиозному образованию и просветительским практикам для легитимизации их использования в казахстанском контексте. Среди опрошенных организаторов и участников образовательного процесса доминирует неоднозначное и в основном негативное отношение к данному формату обучения, что нашло отражение в распространении не столько высказываний о позитивных моментах, сколько дискурса о трудностях обучения и границах применения новых технологий, что обусловлено спецификой религиозного образования, основанного на сложившейся веками педагогике, структуре и методах обучения, типе религиозного авторитета. Опыт просветительских практик в дистанционном формате, показанный на кейсе курса по чтению Корана, также выявил границы его применения, так как верующие ищут не только религиозных знаний, но и психологической поддержки и духовного наставничества.

Ключевые слова:

религиозное образование, коронавирус, медиатизация, цифровизация, дистанционное обучение, новые технологии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Chandasiri, O. (2020), The COVID-19: impact on education, Journal of Asian and African Social Science and Humanities, vol. 6, pp. 37–42.

2. Toquero, C. M. (2020), Challenges and Opportunities for Higher Education amid the COVID-19 Pandemic: The Philippine Context, Pedagogical Research, vol. 5 (4), em0063. https://doi.org/10.29333/pr/7947.

3. Sahu, P. (2020), Closure of Universities Due to Coronavirus Disease 2019 (COVID-19): Impact on Education and Mental Health of Students and Academic Staff, Cureus, vol. 12 (4): e7541. https://doi.org/10.7759/cureus.7541.

4. Aristovnik, A., Keržič, D., Ravšelj, D., Tomaževič, N. and Umek, L. (2020), Impacts of the COVID-19 Pandemic on Life of Higher Education Students: A Global Perspective, Sustainability, vol. 12 (20), 8438. URL: https://www.preprints.org/manuscript/202008.0246/v1 (дата обращения: 10.11.2020).

5. Bisht, R. K., Jasola, S. and Bisht, I. P. (2020), Acceptability and challenges of online higher education in the era of COVID-19: a study of students’ perspective, Asian Education and Development Studies, vol. ahead-of-print no. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/AEDS-05-2020-0119.

6. Клягин, А. В. и др. (2020), Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии, М.: НИУ ВШЭ.

7. Козырев, Ф. Н. (2005), Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе, СПб.: Апостольский город.

8. Вебер, М. (1994), Социология религии (Типы религиозных сообществ), в Вебер, М., Избранное. Образ общества, М.: Юрист, с. 78–447.

9. Sahin, A. (2018), Critical Issues in Islamic Education Studies: Rethinking Islamic and Western Liberal Secular Values of Education, Religions, vol. 9 (11), p. 335. https://doi.org/10.3390/rel9110335.

10. Turner, B. S. (2007), Religious Authority and the New Media, Theory, Culture & Society, vol. 24 (2), pp. 117–134.

11. Gade, A. M. (2004), Perfection Makes Practice. Learning. Emotion and the Recited Qur’an in Indonesia, Honolulu: University Hawai’I Press.

12. Hjarvard, S. (2008), The mediatization of religion. A theory of the media as agents of religious change, Northern Lights, vol. 6 (1), pp. 9–26.

13. Campbell, H. A. (2012), Understanding the Relationship between Religion Online and Offline in a Networked Society, Journal of the American Academy Religion, vol. 80 (1), pp. 64–93.

14. Atwan, A. B. (2015), Islamic State: The Digital Caliphate, London: Saqi Books.

15. Карин, Е. (2020), Операция «Жусан». Кого и почему вернули из Сирии?, Алматы: Print House Gerona.

16. Островская, Е. А. (2019), Медиатизация православия — это возможно? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы, No 5, c. 300–319. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14.

17. Knysh, A. (2019), Secularization and De-secularization in Kazakhstan: A Case for Religious Literacy, в Инновации и традиции в арабистике и исламоведении: сборник статей в честь профессора О. И. Редькина, СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 275–309.

18. Избаиров, А. К. (2013), Ислам в Казахстане, Алматы: ТОО «Дәуір».

19. Smagulov, M. N., Dosmaganbetova, A. A., Seitakhmetova, N. L., Sartayeva, R. S. and Sagikyzy, A. (2018), Institutionalization of Islamic education in the Kazakhstani secular society, European Journal of Science and Theology, vol. 14, no. 2, p. 65–75.

20. Кэмпбелл, Х. (2020), К вопросу о религиозно-социальном формировании технологии, Государство, религия и церковь в России и за рубежом, No 2, с. 124–159.

21. Сейтахметова, Н. Л. (2017), Введение, в Бижанова, А. Х. (ред.), Модели исламского образования в постсекулярном обществе: евразийские и европейские тренды, Алматы: ИФПР КН МОН РК, с. 14–31.

22. Нұр-Мүбарак Египет Ислам Мәдениеті қашықтықтан Университеті білім беру технологи-ялары бойынша оқу процесін ұйымдастырудың Ережесі, Официальный сайт Египетского университета исламской культуры. URL: https://nmu.kz/wp-content/uploads/2020/04/KBT-erezhe.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

23. Смайыл Сейтбеков: діни оқуды онлайн жүргізу — қиынның қиыны... URL https://semey-meshet.kz/2020/06/smajyl-sejtbekov-dini-okudy-onlajn-zhurgizu-kiynnyn-kiyny/ (дата обращения: 12.06.2020).

24. Медресе түлектері емтихан тапсырды. URL: https://asyldin.kz/article/view/id/17751.html (дата обращения: 26.06.2020).

25. «Шымкент» медресе-колледжінің түлектері емтихан тапсырды (фото). URL: https://www.muslim.kz/news/shymkent-medrese-kolledzhinin-tulekteri-emtikhan-tapsyrdy-foto (дата обращения: 26.06.2020).

26. ҚМДБ-2020: 11 137 онлайн дәрісті адам тыңдады (фото), Официальный сайт ДУМК. URL: https://www.muftyat.kz/kk/news/qmdb/2020-12-28/34478-kmdb-2020-11-137-onlain-dristi-15-678-238-adam-tyndady-foto/ (дата обращения: 15 678 23829.12.2020).

27.ҚМДБ-2020: жылдың елеулі жеті жаңалығы (фото),Официальный сайт ДУМК. URL:https://www.muftyat.kz/kk/news/qmdb/2020-12-31/34531-kmdb-2020-zhyldyn-eleuli-zheti-zhanalygy- foto/(дата обращения: 31.12.2020).

28. YouТube-канал «Евангелическо-Лютеранская Церковь в Казахстане». URL: https://www.youtube.com/channel/UC9j2ITVTP0wF4vP_w0Grdag/playlists (дата обращения: 29.12.2020).

29. Campbell, H. A. and Garner, S. (2016), Networked Theology (Engaging Culture). Negotiating Faith in Digital Culture, Michigan: Baker Academic.

30. ДУМК разработал Концепцию развития до 2020 года, Официальный сайт ДУМК. URL: https://www.muftyat.kz/ru/news/qmdb/2014-11-13/2902-dumk-razrabotal-kontseptsiyu-razvitiya-do-2020-god/ (дата обращения: 20.11.2020).

31. Утверждена концепция «интеллектуального имама», Официальный сайт ДУМК. URL: https://www.muftyat.kz/ru/news/qmdb/2020-12-10/34326-utverzhdena-kontseptsiia-intellektualnogo-imama-foto/ (дата обращения: 11.12.2020).

References

1. Chandasiri, O. (2020), The COVID-19: impact on education, Journal of Asian and African Social Science and Humanities, vol. 6, pp. 37–42.

2. Toquero, C. M. (2020), Challenges and Opportunities for Higher Education amid the COVID-19 Pandemic: The Philippine Context, Pedagogical Research, vol. 5 (4), em0063. https://doi.org/10.29333/pr/7947.

3. Sahu, P. (2020), Closure of Universities Due to Coronavirus Disease 2019 (COVID-19): Impact on Education and Mental Health of Students and Academic Staff, Cureus 12 (4): e7541. https://doi.org/10.7759/cureus.7541.

4. Aristovnik, A, Keržič, D., Ravšelj, D., Tomaževič, N. and Umek, L. (2020), Impacts of the COVID-19 Pandemic on Life of Higher Education Students: A Global Perspective, Sustainability, vol. 12 (20), 8438. Available at: https://www.preprints.org/manuscript/202008.0246/v1 (accessed: 10.11.2020).

5. Bisht, R. K., Jasola S. and Bisht, I. P. (2020), Acceptability and challenges of online higher education in the era of COVID-19: a study of students’ perspective, Asian Education and Development Studies, vol. ahead-of-print no. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/AEDS-05-2020-0119.

6. Kliagin, A. V., et al. (2020), Storm of first weeks: how higher education entered in pandemic reality, Moscow: NIU VShE Publ. (In Russian)

7. Kozyrev, F. N. (2005), Religious education in secular school. The theories and international experience, St. Petersburg: Apostol’skii gorod Publ. (In Russian)

8. Weber, M. (1994), Sociology of Religion (The types of religious communities), in Weber, M., The chosen. The image of society, Moscow: Iurist Publ, pp. 78–447. (In Russian)

9. Sahin, A. (2018), Critical Issues in Islamic Education Studies: Rethinking Islamic and Western Liberal Secular Values of Education, Religions, vol. 9 (11), p. 335. https://doi.org/10.3390/rel9110335.

10. Turner, B. S. (2007), Religious Authority and the New Media, Theory, Culture & Society, vol. 24, iss. 2, pp. 117–134.

11. Gade, A. M. (2004), Perfection Makes Practice. Learning. Emotion, and the Recited Qur’ an in Indonesia, Honolulu: University Hawai’I Press.

12. Hjarvard, S. (2008), The mediatization of religion. A theory of the media as agents of religious change, Northern Lights, vol. 6, iss. 1, pp. 9–26. https://doi.org/10.1386/nl.6.1.9/1.

13. Campbell, H. A. (2012), Understanding the Relationship between Religion Online and Offline in a Networked Society, Journal of the American Academy Religion, vol. 80, iss. 1, pp. 64–93.

14. Atwan, A. B. (2015), Islamic State: The Digital Caliphate, London: Saqi Books.

15. Karin E. (2020), Operation of “Jusan”. Whom and why were returned from Syria? Almaty: Print House Gerona Publ. (In Russian)

16. Ostrovskaya, E. A. (2019), Is the mediatisation of the orthodoxy possible? Monitoring obshchestvennogo mneniia, Ekonomicheskie i sotsial’nye problemy, no. 5, pp. 300–319. Available at: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14 (accessed: 20.06.2020). (In Russian)

17. Knysh, A. (2019), Secularization and De-secularization in Kazakhstan: A Case for Religious Literacy, Innovatsii i traditsii v arabistike i islamovedenii: Sbornik statei v chest’ professora O. I. Red’kina, St. Petersburg: St. Petersburg University Press, pp. 275–309.

18. Izbairov, A. K. (2013), Islam in Kazakhstan, Almaty: TOO “Daur” Publ. (In Russian)

19. Smagulov, M. N., Dosmaganbetova, A. A., Seitakhmetova, N. L., Sartayeva, R. S. and Sagikyzy, A.(2018), Institutionalization of Islamic education in the Kazakhstani secular society, European Journal of Science and Theology, vol. 14, no 2, pp. 65–75.

20. Campbell, H. A. (2012), Considering the Religious-Social Shaping of Technology, Gosudarstvo, religiia i tserkov’ v Rossii i za rubezhom, no. 2, pp. 124–159. (In Russian)

21. Seitakhmetova, N. L. (2017), Introduction, in Bizhanova, A. Kh. (ed.), Models of Islamic education in post-secular society: Eurasian and European trends, Almaty: IFPR KN MON RK Publ., pp. 14–31. (In Russian)

22. The rules for organizing the educational process on distance learning technologies at the Egyptian University of Islamic Culture Nur-Mubarak, Ofitsial’nyi sait Egipetskogo universiteta islamskoi kul’tury Nur-Mubarak. Available at: https://nmu.kz/wp-content/uploads/2020/04/KBT-erezhe.pdf (accessed: 20.12.2020). (In Kazakh)

23. Smaiyl Seitbekov: Religious education online is extremely complicated... Available at: https://semey-meshet.kz/2020/06/smajyl-sejtbekov-dini-okudy-onlajn-zhurgizu-kiynnyn-kiyny/ (accessed: 12.06.2020).(In Kazakh)

24. The madrassah graduates passed exam. Available at: https://asyldin.kz/article/view/id/17751.html (accessed: 26.06.2020). (In Kazakh)

25. The madrassah-college “Shymkent” graduates passed exam (photo). Available at: https://www.muslim.kz/news/shymkent-medrese-kolledzhinin-tulekteri-emtikhan-tapsyrdy-foto (accessed: 26.06.2020). (In Kazakh)

26. The Spiritual Administration of Muslims of Kazakhstan-2020: 11 137 online-lectures were attended by 15 678 238 people (photo), Ofitsial’nyi sait DUMK. Available at: https://www.muftyat.kz/kk/news/qmdb/2020-12-28/34478-kmdb-2020-11-137-onlain-dristi-15-678-238-adam-tyndady-foto/ (accessed: 29.12.2020). (In Kazakh)

27. The Spiritual Administration of Muslims of Kazakhstan -2020: Seven important news of the year (photo), Ofitsial’nyi sait DUMK. Available at: https://www.muftyat.kz/kk/news/qmdb/2020-12-31/34531-kmdb-2020-zhyldyn-eleuli-zheti-zhanalygy-foto/ (accessed: 31.12.2020). (In Kazakh)

28. YouТube-channel “The Evangelical Lutheran Church in Kazakhstan”. Available at: https://www.you-tube.com/channel/UC9j2ITVTP0wF4vP_w0Grdag/playlists (accessed: 29.12.2020). (In Russian)

29. Campbell, H. A. and Garner, S. (2016), Networked Theology (Engaging Culture). Negotiating Faith in Digital Culture, Michigan: Baker Academic.

30. The Spiritual Administration of Muslims of Kazakhstan has elaborated the conception of its development until 2020, Ofitsial’nyi sait DUMK. Available at: https://www.muftyat.kz/ru/news/qmdb/2014-11-13/2902-dumk-razrabotal-kontseptsiyu-razvitiya-do-2020-god/ (accessed: 20.11.2020). (In Russian)

31. The conception of an “intellectual imam” has been approved, Ofitsial’nyi sait DUMK. Available at: https://www.muftyat.kz/ru/news/qmdb/2020-12-10/34326-utverzhdena-kontseptsiia-intellektu-alnogo-imama-foto/ (accessed: 11.12.2020). (In Russian)

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Липина, Т. А., & Шаповал, Ю. В. (2021). Религиозное образование в Казахстане: вызовы пандемии COVID-19. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(2), 352–368. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.213