Ошибка описания перспективы от первого лица в натурализме

Авторы

  • Диана Эдиковна Гаспарян Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.303

Аннотация

В статье показано, что некоторые теории, защищающие нередуцируемый характер перспективы от первого лица, далеко не всегда демонстрируют последовательное отношение к этой перспективе. Подобные теории автор связывает с так называемым умеренным натурализмом. В статье демонстрируется разница между умеренным и радикальным натурализмом. Радикальный натурализм полностью отказывается от идеи субъективности как ненаблюдаемой с точки зрения третьего лица. Умеренный натурализм же, напротив, защищает несводимость субъективности и считает субъективность частью природы. В качестве примера умеренного натурализма в статье рассматриваются подходы Линн Бейкер и Томаса Метцингера. Используя их подходы к перспективе от первого лица в качестве примера, показано, что при определенных стратегиях работы, ориентированных на перспективу от первого лица, возможно появление так называемой ошибки описания, под которой понимается ошибка описания субъективности, когда она находится в мире, как часть природы, по законам которой она существует. Логика этой ошибки рассмотрена на основе утверждения Людвига Витгенштейна о не правильном расположении глаза в перспективе самого взгляда. Если перспектива от первого лица вводится в качестве точки зрения (или точки наблюдения), то ее последующий сдвиг в область результатов наблюдения приводит к ошибке описания. Если же никакого наблюдения нет, как нет и самой точки зрения, то мы лишаемся самой идеи перспективы от первого лица и фактически занимаем позицию радикального натурализма. Следовательно, позицию умеренного натурализма крайне сложно реализовать, так как она стремится перейти в радикальную форму.

Ключевые слова:

перспектива от первого лица, субъективность, Л. Бейкер, Т. Метцингер, Л. Витгенштейн, натурализм, умеренный натурализм, радикальный натурализм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Block, N. (1995), On a Confusion about a Function of Consciousness, Behavioral and Brain Sciences, vol. 18, pp. 227–247.

Chalmers, D. J. (1996), The Conscious Mind: Toward a Fundamental Theory, New York and Oxford: Oxford University Press.

Baker, L. R. (1998), The First-Person Perspective: a Test for Naturalism, American Philosophical Quarterly, vol. 35, pp. 327–348.

Metzinger, T. (2003), Phenomenal Transparency and Cognitive Self-Reference, Phenomenology and the Cognitive Sciences, vol. 2, pp. 353–393.

Metzinger, T. (2003), Being No One: The Self-Model Theory of Subjectivity, Cambridge, MA: MIT Press.

Anscombe, G. E. M. (1981), The First Person, in The Collected Papers of G. E. M. Anscombe, vol. II: Metaphysics and the Philosophy of Mind, Minneapolis: University of Minnesota Press, pp. 21–36.

Zahavi, D. (2008), Subjectivity and selfhood: Investigating the first-person perspective, Cambridge, MA: MIT Press.

Gertler, B. (2003), Privileged Access: Philosophical Accounts of Self-Knowledge, Aldershot: Ashgate Publishing.

Paul, S. (2012), How We Know What We Intend, Philosophical Studies, vol. 161, pp. 327–346.

Schraube, E. (2013), First-person perspective and sociomaterial decentering: Studying technology from the standpoint of the subject, Subjectivity, vol. 6 (1), pp. 12–32.

Boyle, M. (2011), Transparent Self-Knowledge, Aristotelian Society Supplementary Volume, vol. 85, pp. 223–241.

Dreyfus H. and Hall H. (eds) (1982), Husserl, Intentionality, and Cognitive Science, Cambridge, MA: MIT Press.

Block, N., Flanagan, O., and Güzeldere, G. (1997), The Nature of Consciousness. Cambridge, MA: MIT Press.

Petitot, J., Varela, F. J., Pachoud, B. and Roy, J.-M. (eds) (2009), Naturalizing Phenomenology: Issues in Contemporary Phenomenology and Cognitive Science, Stanford: Stanford University Press.

Smith, D. W. and McIntyre, R. (2002), Husserl and Intentionality: a Study of Mind, Meaning, and Language. Dordrecht and Boston: D. Reidel Publishing Company.

Gallagher, S. and Zahavi, D. (2010) The Phenomenological Mind: An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science, London: Routledge.

Chalmers, D. (2014), How do you explain consciousness? TED Talks. Available at: https://www.ted.com/talks/david_chalmers_how_do_you_explain_consciousness/transcript (accessed: 21.04.2019).

Thompson, E. (2001), Radical embodiment: Neural dynamics and consciousness, Trends in Cognitive Sciences, vol. 5, pp. 418–425.

Smith, D. W. and Thomasson, A. L. (eds) (2005), Phenomenology and Philosophy of Mind, Oxford and New York: Oxford University Press.

Wright, C. (2008), Self-Knowledge: the Wittgensteinian Legacy, in Wright C., Smith B. and Macdonald C. (eds), Knowing our Own Minds, Oxford: Clarendon Press, pp. 13–45.

Baker, L. R. (2000), Persons and Bodies: A Constitution View, Cambridge: Cambridge University Press.

Baker, L. R. (2013), Naturalism and the First-Person Perspective. New York: Oxford University Press.

Kant, I. (1998), Critique of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press.

Wittgenstein, L. (1922), Tractatus Logico-Philosophicus. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd.

Levine, J. (1983), Materialism and qualia: The explanatory gap, Pacific philosophical quarterly, vol. 64(4), pp. 354–361.

Загрузки

Опубликован

22.10.2021

Как цитировать

Гаспарян , Д. Э. (2021). Ошибка описания перспективы от первого лица в натурализме. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 403–415. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.303