Проблема нации и национализма в социально-философской мысли Рабиндраната Тагора

Авторы

  • Татьяна Григорьевна Скороходова Пензенский государственный университет, Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.308

Аннотация

Лекции Рабиндраната Тагора «Национализм» (1916) стали ранней попыткой интерпретации и анализа этого феномена с социально-философских позиций. В незападной социальной мысли это был один из первых подходов к пониманию национализма в его полноте и целостности содержания вместе с комплексом его объективных следствий. На основе феноменологического подхода и герменевтических методов автор предлагает реконструкцию теоретической интерпретации национализма у Тагора в широком социальном контексте — от Индии до Востока и Запада. Эта интерпретация основывается на его понимании нации как механической организации для экономических и политических целей, порожденной «политической цивилизацией Запада». Согласно Тагору, нация является проблемой для всех обществ, как западных, так и восточных, поскольку она разрушает их свободу, мораль и человечность, и порождает конфликты, агрессию, насилие и войну. Национализм представлен как «совершенная организация власти» для господства как над другими народами, так и над своим обществом. Оба конструкта экспортированы незападным народам, которые нациями не являются, и соответственно порождают сложные проблемы в их обществах. По мысли Тагора, для восточных народов оба пути ответа на вызов западного национализма опасны. Первый — осуществляемое государством нациестроительство по западной модели, которое оборачивается этатизмом и милитаризмом (пример Японии). Второй — попытка решить социальные проблемы через веру в достижение политической независимости (пример Индии). Тагор по сути предвосхитил модернистский (конструктивистский) подход к анализу национализма как искусственного и целенаправленного механизма достижения политических целей, прежде всего целей государства, а также указал на заимствованную природу национализма в незападных обществах.

Ключевые слова:

социальная философия Рабиндраната Тагора, нация, национализм, Запад, незападные общества, критика националистической политики, этатизм, Индия, Япония

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Nandy, A. (1994), The Illegitimacy of Nationalism: Rabindranath Tagore and the Politics of Self, New Delhi: Oxford University Press.

Ganguli, S. and Sen, A. (eds) (2011), Rabindranath Tagore and the Nation: Essays in Politics, Society and Culture, Kolkata: Punascha and Vishwabharati.

Collins, M. (2012), Empire, Nationalism and the Postcolonial World: Rabindranath Tagore’s Writing on History, Politics, and Society. London and New York: Routledge.

Sil, N. P. (2012), Rabindranath’s Nationalism Thought: A Retrospect, Alternatives. Turkish Journal of International Relations, vol. 11, no. 1, Spring, pp. 127–140.

Altintas, I. (2016), Tagore’s Understanding of Civilization, International Journal of Asian Philosophical Association, vol. 9, is. 2, July, pp. 289–299.

Singh, M. (2017), Tagore on Modernity, Nationalism and ‘the Surplus in Man’, Economic and Political Weekly, May 13, vol. LII, no. 19, pp. 46–52.

Quayum, M. A. (ed.). (2020), Tagore, Nationalism and Cosmopolitanism: Perceptions, Contestations and Contemporary Relevance, New Delhi: Routledge India.

Sarkar, S. (1970), Rabindranath Tagore and Renaissance in Bengal. Sarkar, Susobhan, Bengal Renaissance and Other Essays, New Delhi, etc.: People’s Publishing House, pp. 148–189.

Kopf, D. (1979), Brahmo Samaj and Making of Modern Indian Mind, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Nehru, J. (1989), The Discovery of India: in 2 vols. Moscow: Politicheskaia literatura Publ. (In Russian)

Poddar, A. (1977), Renaissance in Bengal. Search for Identity. 1860–1919, Simla: Indian Institute of Advanced Studies.

Tagore, R. (1921), Nationalism, London: Macmillan.

Brodov, V. V. (1967), Modern Indian Philosophy, Moscow: MGU Publ. (In Russian)

Tagore, R. (2008), Race Conflict and Other Speeches, New Delhi: Rupa.

Mises, L. von. (2010), Omnipotent Government. The Rise of the Total State and Total War, Yale: Liberty Fund, Mises Institute.

Sen, K. Ch. (1904), Discourses and Writings, Calcutta: Brahmo Tract Society.

Gupta, A. (ed.). (1958), Studies in the Bengal Renaissance, Calcutta; Jadavpur University.

Hayek, F. A. (1979), The Counter-Revolution of Science: Studies on the Abuse of Reason, Indianapolis: Liberty Press.

Nandy, A. (2012), Nationalism, Genuine and Spurious: A Very Late Obituary of Two Early Postnationalist Strains in India, in Occasion: Interdisciplinary Studies in the Humanities, vol. 3 (March 1), pp. 1–10. Available at: https://arcade.stanford.edu/sites/default/files/article_pdfs/OCCASION_v03_Nandy_031512_0.pdf (accessed: 07.06.2020).

Загрузки

Опубликован

22.10.2021

Как цитировать

Скороходова , Т. Г. (2021). Проблема нации и национализма в социально-философской мысли Рабиндраната Тагора. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 464–478. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.308