Скульптура Скорбящего Христа из Беларуси
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.115Аннотация
В статье рассматривается история и стилистика, уровни сложения культа статуи Скорбящего Христа из Троицкого храма в городке Россь в Беларуси (Гродненская область). Этот храм — широко известный санктуарий Христа Скорбящего, место поклонения верующих со всех уголков Беларуси и других стран. На основе анализа архивных документов решен вопрос датировки скульптуры в границах 1611–1618 гг. и определена ее неоготическая стилистика, сложившаяся в симбиозе позднего ренессанса и раннего барокко с тем характерным для начала XVII в. неоготическим акцентом, который в Северной Европе того времени считался «новым стилем». Данная скульптура явилась отражением концепции Andachtsbild, выразившейся в специфическом жанре искусства, цель которого — возбуждение благочестивых мыслей и намерений верующего. Сегодня известно достаточное количество скульптур Страдающего Христа в музеях и действующих храмах Беларуси. Еще больше указаний на их наличие содержится в архивных документах, причем как католических, так и православных святынь. Данный материал призван показать смыслы, которые утверждают обязательность образов Страдающего Христа в восточноевропейском искусстве и, более того, неизбежность его появления (принятия) в определенные моменты исторического времени на большом пространстве — в странах как Западной, так и Восточной Европы. Скульптура в Росси является тем уникальным примером переходного времени, когда искусство Восточной Европы обратилось к созданию раннебарочных форм, синтезируя формы готики и ренессанса (маньеризма) в определенном концептуальном русле внутренней медитативной практики, личностной молитвы.
Ключевые слова:
скульптура Скорбящего Христа, ренессанс, раннее барокко, неоготика, храм, Andachtsbild, Ходкевичи, Россь, Берестовица, уровни поклонения культа
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.