Скульптура Скорбящего Христа из Беларуси

Авторы

  • Ольга Дмитриевна Баженова Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220006, Минск, ул. Маяковского, 96

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.115

Аннотация

В статье рассматривается история и стилистика, уровни сложения культа статуи Скорбящего Христа из Троицкого храма в городке Россь в Беларуси (Гродненская область). Этот храм — широко известный санктуарий Христа Скорбящего, место поклонения верующих со всех уголков Беларуси и других стран. На основе анализа архивных документов решен вопрос датировки скульптуры в границах 1611–1618 гг. и определена ее неоготическая стилистика, сложившаяся в симбиозе позднего ренессанса и раннего барокко с тем характерным для начала XVII в. неоготическим акцентом, который в Северной Европе того времени считался «новым стилем». Данная скульптура явилась отражением концепции Andachtsbild, выразившейся в специфическом жанре искусства, цель которого — возбуждение благочестивых мыслей и намерений верующего. Сегодня известно достаточное количество скульптур Страдающего Христа в музеях и действующих храмах Беларуси. Еще больше указаний на их наличие содержится в архивных документах, причем как католических, так и православных святынь. Данный материал призван показать смыслы, которые утверждают обязательность образов Страдающего Христа в восточноевропейском искусстве и, более того, неизбежность его появления (принятия) в определенные моменты исторического времени на большом пространстве — в странах как Западной, так и Восточной Европы. Скульптура в Росси является тем уникальным примером переходного времени, когда искусство Восточной Европы обратилось к созданию раннебарочных форм, синтезируя формы готики и ренессанса (маньеризма) в определенном концептуальном русле внутренней медитативной практики, личностной молитвы.

Ключевые слова:

скульптура Скорбящего Христа, ренессанс, раннее барокко, неоготика, храм, Andachtsbild, Ходкевичи, Россь, Берестовица, уровни поклонения культа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бурганова, М.А. (2002), Спас Полунощный: русский Христос, М.: Московский государственный музей Дом Бурганова.

Пуцко, В.Г. (2008), Деревянные изваяния Страдающего Христа, в: Калужский областной художественный музей: сборник научных трудов: (к 90-летию музея), Калуга: Фридгельм, с. 192–197.

Рындина, А.В. (2003), Тема Страстей Господних в русской деревянной скульптуре XVIII– XIX веков: старое и новое, Искусствознание, № 1, с. 232–249.

Белорусы Москвы. XVII век. (2013), сост. Баженова, О.Д. и Белова, Т.В., Минск: Белорусская Энциклопедия.

Сурдокайте, Г. (2011), Иконография Спаса Полунощного в Литве, в: Деревянная культовая скульптура: проблемы хранения, изучения и реставрации, М.: МГАУ, с. 210–225.

Леонова, А.К. (1977), Народная деревянная скульптура Белоруссии, Минск: Наука и техника.

Лявонава, А.К. (1991), Старажытнабеларуская скульптура, Мінск: Навука і тэхніка.

Высоцкая, Н.Ф. (1998), Скульптура и резьба Беларуси XII–XVIII вв. Каталог, Минск: Беларуская Энцыклапедыя.

Ярошевич, А.А. (2013), «Хрыстос засмучаны» ў Беларускай скульптуры XVII–XIX стст., в: Мастацтва прымітыву і яго формы ў сучаснай культуры, рэдкалегія: Л.У.Вакар і інш., Мінск: Нацыянальная бібліятэка Беларусі, с. 73–76.

Matušakaitė, M. (2007), Lietuvos skulptūra iki XVII a. Vidurio, Vilnius: Aidai.

Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa nowogródzkiego (2003–2017), T. 1–5, red. nauk. Maria Kałamajska-Saeed, Кraków: Międzynarodowe Centrum Kultury.

Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной России (1867), Т. 1, Вильно, с. 144–149.

Piramidowicz, D. (2003), Kosciol parafialny p.w. Trojcy swietej w Rosi, in: Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa nowogródzkiego, T. 1, red. nauk. Maria Kałamajska-Saeed, Кraków: Międzynarodowe Centrum Kultury, s. 103–149.

Cкеп’ян, А.А. (2013), Князі Слуцкія, Мінск: Беларусь.

Rakowski, G. (1997), Ilustrowany przewodnik po zabytkach kuitury na Bialorusi, Warszawa: Burchard.

Möhle, H. (1930), Jörn Yürn und seine Werkstatt in Überlingen. Ein Beitrag zur Geschichte der Deutschen Plastik im Zeitaltar des werdenden Barock, in: Jahrbuch der Preuszischen Kunstsammlungen, Bd. 51, Heft. 2ß3, pp. 90–91.

Высоцкая, Н.Ф. (1982), Пластика Белоруссии XII–XVIII веков, Минск: Беларусь.

Kurzej, M. (2015), Ornament dawny i nowoczesny w niderlandzkiej teotii sztuki drugiej polowy 16 — pierwszej polowy 17 wieku, in: Ornament i dekaracja dziela sztuki: Studia z historii sztuki, Warszawa: Stowarzyszenie Historyków Sztuki, s. 201–214.

Karpowicz, M. (1983), Sztuka polska 17 wieku, Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.

Ярошевич, А.А. (2019), От ренессанса к барокко: мемориальная и алтарная пластика Беларуси XVII–XVIII веков, Минск: Беларусь.

Кемпийский, Ф. (2015), О подражании Христу, пер. с лат. Победоносцев, К.П., Гродно: Гродненская епархия.

Франкл, В.Э. (2016), Страдание от бессмысленности жизни, Новосибирск: Сибирское университетское издательство.

Kolekcja wilanowska (2005), red. naukowa Mieleszko, J.,Warszawa: Muzeum Pałac w Wilanowie.

Слобадаш, Т. (2009), Портрет діячів ВКЛ, Львів.

Gutowska-Dudek, K. (2012), Portret polski. Tradycja i swiadomosc historyczna, Warszawa: Muzeum Pałac w Wilanowie.

Royt, J. (2010), Kristus v křesťanské ikonografii, České Budějovice: Karmášek.

Legner, A. (1985), Das Andachtsbild im späten mittelalter Eine Betrachtung vor dem Elendchristus im Braunschweiger Dom, in: Stadt im Wandel. Kunst und Kultur des Bürgertums in Norddeutchland 1150– 1650, Bd. 4, Braunschweig: Edition Cantz, pp. 449–465.


References

Burganova, M.A. (2002), Midnight Savior: Russian Christ, Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi muzei Dom Burganova Publ. (In Russian)

Putsko, V.G. (2008), Wooden sculptures of the Suffering Christ, in: Kaluzhskii oblastnoi khudozhestvennyi muzei: sbornik nauchnykh trudov: (k 90-letiiu muzeia), Kaluga: Fridgel’m Publ., pp. 192–197. (In Russian)

Ryndina, A.V. (2003), The Theme of the Passion of the Lord in Russian Wooden Sculpture of the 18th– 19th Centuries: Old and New, Iskusstvoznanie, no. 1, pp. 232–249. (In Russian)

Belarusians of Moscow. XVII century. (2013), comp. by Bazhenova, O.D. and Belova, T.V., Minsk: Belorusskaia Entsiklopediia Publ. (In Russian)

Surdokaite, G. (2011), Iconography of the Midnight Savior in Lithuania, Wooden Cult Sculpture: Problems of Storage, Study and Restoration, in: Dereviannaia kul’tovaia skul’ptura: problemy khraneniia, izucheniia i restavratsii, Moscow: MGAU Publ., pp. 210–225. (In Russian)

Leonova, A.K. (1977), Folk wooden sculpture of Belarus, Minsk: Nauka i tekhnika Publ. (In Russian)

Lyavonava, A.K. (1991), Old Belarusian sculpture, Minsk: Navuka і tjehnіka Publ. (In Belarusian)

Vysotskaya, N.F. (1998), Sculpture and carving of Belarus 12–18 centuries. Catalogue, Minsk: Belorusskaia Entsiklopediia Publ. (In Russian)

Yaroshevich, A.A. (2013), “Christ is tormented”: Belarusian sculptures of the XVII–XIX centuries, in: Vakar, L.U. et al. (eds), Mastactva prymіtyvu і jago formy ў suchasnaj kul’tury, Mіnsk, pp. 73–76. (In Belarusian)

Matusakaitė, M. (2007), Lithuanian sculpture until the 17th century. Vidurio, Vilnius: Echoes.

Roman Catholic churches and monasteries of the former Nowogródek Province (2003–2017), vol. 1–5, science ed. by Kałamajska-Saeed, M., Krakow: International Cultural Center.

Archaeographic collection of documents related to the history of North-Western Russia. (1867), vol. 1, Vil’no, pp. 144–149. (In Russian)

Piramidowicz, D. (2003), Parish Church of Holy Trinity in Rosi, in: Kałamajska-Saeed, M.(ed.), Roman Catholic churches and monasteries of the former Nowogródek Province, vol. 1, Krakow: International Cultural Center, pp. 103–149.

Skep’yan, A.A. (2013), Princes of Slutsk, Minsk: Belarus’ Publ. (In Russian)

Rakowski, G. (1997), Illustrated Guide to Suits’ Monuments in Belarus, Warsaw: Burchard.

Möhle, H. (1930), Jörn Yürn und seine Werkstatt in Überlingen. Ein Beitrag zur Geschichte der Deutschen Plastik im Zeitaltar des werdenden Barock, in: Jahrbuch der Preuszischen Kunstsammlungen, Bd. 51, Heft. 2ß3, pp. 90–91.

Vysotskaya, N.F. (1982), Plastic art of Belarus in the 12th–18th centuries, Minsk: Belarus’ Publ.(In Russian)

Kurzej, M. (2015), Ancient and modern ornament in the Dutch theology of the second half of the 16th — first half of the 17th century, in: Ornament and decoration of a work of art: Studies in the history of art, Warsaw: Stowarzyszenie Historyków Sztuki, pp. 201–214.

Karpowicz, M. (1983), Polish Art of the 17th Century, Warsaw: Artistic and Film Publishers.

Yaroshevich, A.A. (2019), From Renaissance to Baroque: Memorial and Altar Plastics of Belarus in the 17th–18th Centuries, Minsk: Belarus’ Publ. (In Russian)

Kempis, F. (2015), On the Imitation of Christ, transl. from Lat. by Pobedonostsev, K.P., Grodno: Grodnenskaia eparkhiia Publ. (In Russian)

Frankl, V.E. (2016), Suffering from the meaninglessness of life, Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)

Wilanów Collection (2005), scientific ed. Mieleszko, J., Warsaw: Muzeum Pałac w Wilanowie.

Slobadash, T. (2009), Portraits of leaders of the Grand Duchy of Lithuania, Lviv. (In Ukrainian)

Gutowska-Dudek, K. (2012), Polish Portrait. Tradition and historical awareness, Warsaw: Muzeum Pałac w Wilanowie.

Royt, J. (2010), Christ in Christian iconography, Ceske Budejovice: Karmášek.

Legner, A. (1985), Das Andachtsbild im späten mittelalter Eine Betrachtung vor dem Elendchristus im Braunschweiger Dom, in: Stadt im Wandel. Kunst und Kultur des Bürgertums in Norddeutchland 1150– 1650, Bd. 4, Braunschweig: Edition Cantz, pp. 449–465.

Загрузки

Опубликован

20.04.2023

Как цитировать

Баженова, О. Д. (2023). Скульптура Скорбящего Христа из Беларуси. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(1), 181–192. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.115