Towards the possibility of transforming consumer culture into ecological civilization

  • Richard Sťahel Институт философии Академии наук Словакии, Словакия, 81109, Братислава, ул. Клеменсова, 19
  • Slávka Tomaščíková Университет Павла Йозефа Шафарика, Словакия, 04001, Кошице, ул. Мойзесова, 9

Аннотация

В статье анализируются перспективы экологической цивилизации в управляемом средствами массовой информации обществе конца XX и двух первых декад XXI в. Авторы исходят из факта самоидентификации личности под влиянием идеологии массового потребления, которая определяется чрезмерным производством и потреблением всех видов товаров и  услуг. Политическая основа данной идеологии коренится в  неолиберальных принципах, в основе которых лежат экономическая выгода производителей и доход, которым обладают потребители. Результатом повсеместного господства консьюмеристской идеологии и культуры является усиление экологического и социального кризисов на планетарном уровне. Практически неограниченная поддержка роста производства и потребления сталкивается с ограничениями способности планетарной системы обеспечивать ресурсы роста и  поглощать загрязнения. Соответственно, человечество сталкивается с нестабильностью и непредсказуемостью антропоцена. С философской точки зрения глобальный экологический кризис инициирует проблему легитимации нормативных положений, призванных ограничить свободу неограниченного производства и потребления. Модель экологической культуры или экологической цивилизации, развивающаяся в современном Китае, может рассматриваться как противовес культуре и идеологии массового потребления. Провозглашенная в Китае в 1980-х годах как ответ на сформулированную в Советском Союзе модель «зеленой культуры», она объединяет несколько «западных» парадигм: концепцию устойчивого развития, экомарксизм, экологическую демократию, не отказываясь при этом от традиционных китайских философских учений — даосизма, конфуцианства, китайского буддизма. Китайский энвайроментализм воспринимается сегодня не как копия западных образцов, а как элемент возрождения традиционных китайских способов интерпретации мира. Авторы статьи поднимают вопрос о том, является ли концепция экологической цивилизации реальной альтернативой культуре потребления, и приходят к выводу: ответом на вызовы эпохи антропоцена может стать постепенное преобразование культуры потребления в экологическую цивилизацию.

Ключевые слова:

медиауправляемое общество, культура-идеология потребления, разрушение окружающей среды, социальное разрушение, антропоцен,, экологическая цивилизация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература


References

Dunaj Ľ. (2014), To Deficits of Democratic Thinking in Slovakia, in Javorská, A., Mitterpach, K. and Sťahel, R. (eds.), Philosophica 14: Rendering Change in Philosophy and Society, Nitra: UKF, pp. 7–20.

Dunaj Ľ. (2015), The Pragmatist Approach to Sociocultural Transformation as an Alternative to Neoliberal Radicalism, Philosophica Critica, vol. 1 (2), pp. 19–31.

Sťahel, R. (2016a), Climate Change and Social Conflicts, Perspectives on Global Development and Technology, vol. 15, (5), pp. 480–496, https://doi.org/10.1163/15691497-12341403

Sklair, L. (2009), The Globalization of Human Rights, Journal of Global Ethics, vol. 5 (2), pp. 81–96.

Steffen, W.J. at al. (2015), The Trajectory of the Anthropocene: The Great Acceleration, Anthropocene Review, vol. 2, (1), pp. 81–98.

Wiedmann, T., Lenzen, M., Keyßer, L. T. and Steinberger J. (2020), Scientists’ warning on affluence, Nature Communications, vol. 11, is. 1, art. no. 3107, https://doi.org/10.1038/s41467-020-16941-y

Beck, U. (2010), Climate for Change, or How to Create a Green Modernity? Theory, Culture & Society, vol. 27 (2–3), pp. 254–266.

Beck, U. (2008), Climate Change and Globalisation are Reinforcing Global Inequalities: High Time for a New Social Democratic Era, Globalizations, vol. 5 (1), pp. 78–80, https://doi.org/10.1080/14747730701610413

Brand, U., Wissen, M. (2018), Imperial Mode of Living, Krisis, 2018, no. 2, pp. 75–78. Available at: https://archive.krisis.eu/imperial-mode-of-living/ (accessed 21.05.2020).

Kohák, E. (1997), Fenomenologie a ekologie — opora a spoluzávislost, Filosofický časopis, vol. 45 (3), pp. 363–379.

Sťahel, R. (2016b), Environmental Limits of Personal Freedom, Philosophica Critica, vol. 2 (1), pp. 3–21, https://doi.org/10.17846/PC. 2019.2.1.3-21.

Hohoš, L. (2007), Globalization and a Normative Framework of Freedom, Human Affairs, vol. 17, pp. 42–53.

Lipovetsky, G. (2005), Hypermodern Times, Cambridge and Malden: Polity Press

Tomaščíková, S. (2020), Postmillennial Media — Discourses Where Food Cultures Meet Everyday Practices, Samara: Samara University Publishing House.

Sťahel, R. (2017), Self-limitation as the Basis of Environmentally Sustainable Care of the Self, Human Affairs, vol. 27 (4), pp. 444–454, https://doi.org/10.1515/humaff-2017-0036

Sťahel, R. (2016c), Environmental Crisis and Political Revolutions, in Arnason, J.p. and Hrubec, M. (eds), Social Transformations and Revolutions: Reflections and Analyses, Edinburgh: Edinburgh University Press, pp. 99–120.

Pan, J. (2014), Chinaʼs Environmental Governing and Ecological Civilization, Beijing: China Social Science Press and Springer-Verlag GmbH, https://doi.org/10.1007/678-3-662-47429-7-2.

Lipitskij, V. S. (1984), Ways of Fostering Ecological Culture in Individuals under the Conditions of Mature Socialism, Vestnik Moskovskovo Universiteta, Teoriia nauchnogo kommunizma, vol. 12 (2), pp. 40– 47. (In Russian)

Goron, C. (2018), Ecological Civilization and the Political Limits of a Chinese Concept of Sustainability, China Perspectives. Special Feature: Power and Knowledge in 21st Century China: Producing, Social Sciences, vol. 26 (4), pp. 39–52.

Sťahel, R. (2019), Sustainable Development in the Shadow of Climate Change, Civitas: revista de ciências sociais, vol. 19 (2), pp. 337–353, https://doi.org/10.15448/1984-7289.2019.2.31971.

United Nations Environment Programme (2016), Green is Gold: The Strategy and Actions of China’s Ecological Civilization. Geneva: UNEP. Available at: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/greenisgold_en_20160519.pdf (accessed 12.09.2020).

Hansen, M.H. et al (2018), Ecological Civilization: Interpreting the Chinese Past, Projecting the Global Future, Global Environmental Change, vol. 53, pp. 195–203, https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2018.09.014.

Hrubec, M. (2020a), From China’s Reform to the World’s Reform, International Critical Thought, vol. 10 (2), pp. 282–295, https://doi.org/10.1080/21598282.2020.1778969.

Morrison, R. (1995), Ecological Democracy, Boston: South End Press.

Bell, D.A. (2010), China´s New Confucianism, Princeton: Princeton University Press.

Bell, D.A. (2015), The China Model: Political Meritocracy and the Limits of Democracy, Princeton: Princeton University Press.

Dunaj, Ľ. (2016), Towards Critical Aspects of Confucianism, Ethics & Bioethics (in Central Europe), vol. 6 (3–4), pp. 135–145, https://doi.org/10.1515/ebce-2016-0016.

Dunaj, Ľ. (2017), The Inner Conflict of Modernity, the Moderateness of Confucianism and Critical Theory, Human Affairs, vol. 27, pp. 466–484, https://doi.org/10.1515/humaff-2017-0038.

Kögler, H.H. and Dunaj, Ľ. (2018), Beyond Ethnocentrism: Towards a Global Social Theory, in Giri, A.K. (ed.), Social Theory and Asian Dialogues, Singapore: Palgrave Macmillan, pp. 69–106.

Miller, J. (2017), China´s Green Religion: Daoism and the Quest for Sustainable Future, New York: Columbia University Press.

Lu, Sh. (2017), The Ecological Era and Classical Chinese Naturalism: A Case Study of Tao Yuanming, Singapore: China Academic Library, Springer.

Schӧnfeld, M. and Chen, X. (2019), Daoism and the Project of an Ecological Civilization or Shengtai Wenming, Religions, vol. 10, p. 630, https://doi.org/10.3390/rel10110630.

Sťahel, R. (2020), China’s Approach to the Environmental Civilization, Human Affairs: Postdisciplinary Humanities and Social Sciences Quarterly, vol. 30 (2), pp. 164–173, https://doi.org/10.1515/humaff-2020-0016.

Gare, A. (2017a), From ʻSustainable Developmentʼ to ʻEcological Civilizationʼ: Winnig the War for Survival, Cosmos and History, The Journal of Natural and Social Philosophy, vol. 13 (3), pp. 130–153.

Gare, A. (2017b), The Philosophical Foundations of Ecological Civilization: A Manifesto for the Future, London: Routledge and Earthscan.

Xie, Z. and Pan, J. (2018), Chinaʼs Road of Green Development, Beijing: Foreign Language Press.

Allison, G. (2018), Beijing’s anti-poverty drive has lessons for all, The Telegraph, 28.08.2018. Available at: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/society/decreasing-chinas-poverty/ (accessed 12.09.2020).

Marinelli, M. (2018), How to Build a ‘Beautiful China’ in the Anthropocene. The Political Discourse and the Intellectual Debate on Ecological Civilization, Journal of Chinese Political Science, vol. 23, pp. 365– 386, https://doi.org/10.1007/s11366-018-9538-7.

Hrubec, M. (2020b), The Historical Resources of China’s Model: Relevance to the Present, Human Affairs, vol. 30, pp. 134–145, https://doi.org/10.1515/humaff-2020-0014.

Horyna, B. (2020), The Origins of Modern Cross-cultural European Interpretations of Chinese Philosophy. New Thoughts on China in the Work of G.W.Leibnitz, Human Affairs, vol. 30, pp. 146–163, https:// doi.org/10.1515/humaff-2020-0015.

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Sťahel, R., & Tomaščíková, S. (2021). Towards the possibility of transforming consumer culture into ecological civilization. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(4), 694-705. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.409