Towards the possibility of transforming consumer culture into ecological civilization
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.409Аннотация
В статье анализируются перспективы экологической цивилизации в управляемом средствами массовой информации обществе конца XX и двух первых декад XXI в. Авторы исходят из факта самоидентификации личности под влиянием идеологии массового потребления, которая определяется чрезмерным производством и потреблением всех видов товаров и услуг. Политическая основа данной идеологии коренится в неолиберальных принципах, в основе которых лежат экономическая выгода производителей и доход, которым обладают потребители. Результатом повсеместного господства консьюмеристской идеологии и культуры является усиление экологического и социального кризисов на планетарном уровне. Практически неограниченная поддержка роста производства и потребления сталкивается с ограничениями способности планетарной системы обеспечивать ресурсы роста и поглощать загрязнения. Соответственно, человечество сталкивается с нестабильностью и непредсказуемостью антропоцена. С философской точки зрения глобальный экологический кризис инициирует проблему легитимации нормативных положений, призванных ограничить свободу неограниченного производства и потребления. Модель экологической культуры или экологической цивилизации, развивающаяся в современном Китае, может рассматриваться как противовес культуре и идеологии массового потребления. Провозглашенная в Китае в 1980-х годах как ответ на сформулированную в Советском Союзе модель «зеленой культуры», она объединяет несколько «западных» парадигм: концепцию устойчивого развития, экомарксизм, экологическую демократию, не отказываясь при этом от традиционных китайских философских учений — даосизма, конфуцианства, китайского буддизма. Китайский энвайроментализм воспринимается сегодня не как копия западных образцов, а как элемент возрождения традиционных китайских способов интерпретации мира. Авторы статьи поднимают вопрос о том, является ли концепция экологической цивилизации реальной альтернативой культуре потребления, и приходят к выводу: ответом на вызовы эпохи антропоцена может стать постепенное преобразование культуры потребления в экологическую цивилизацию.
Ключевые слова:
медиауправляемое общество, культура-идеология потребления, разрушение окружающей среды, социальное разрушение, антропоцен,, экологическая цивилизация
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.