К вопросу об основах справедливости

  • Андрей Иванович Виноградов Мурманский арктический государственный университет, Российская Федерация, 183038, Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15
  • Ольга Дмитриевна Мачкарина Мурманский государственный технический университет, Российская Федерация, 183013, Мурманск, ул. Спортивная, 13

Аннотация

Статья посвящена анализу категории справедливости. Так же как все аспекты человеческой деятельности, справедливость нуждается в основаниях, которые обеспечивали бы ей надежность. В статье показано, что в истории человеческой мысли сформировались два подхода к осмыслению оснований справедливости. Первый подход, представленный Дж.Коэном, Д.Эстлундом, С.Хаслангер, К.Хорном и  другими, опирается на признание доминирования моральных принципов как оснований справедливости, их независимость от эмпирической действительности, политических, социальных изменений, научных открытий. Это независимый путь, который признает независимость фундаментальных принципов справедливости от фактов. Второй подход, сформулированный Дж.Ролзом, который предпринимает попытку создать универсальное представление о справедливости, связан с обоснованием ее научными теориями, созданными в  политологии, психологии, социологии и  других областях знания. Эта мысль прослеживается в  работах Э.Росси, С.Риппона, М.Залы, Дж.Йосты и  других. Этот подход получил название зависимый путь, его представители считают справедливость продуктом реального общества и признают ее основой согласие граждан в нормативной жизни общества, отдавая предпочтение договорным отношениям. Оба варианта решения проблемы оснований справедливости имеют свои сильные и слабые стороны, но ни один из них, взятый отдельно, не дает удовлетворительного результата. Опыт русской философии всеединства открывает гармоничный вариант решения этой проблемы. Он показывает, что основания справедливости создаются каждым человеком лично, при условии, что он рассматривает обстоятельства своей жизни через призму своей духовной природы. Этот процесс выглядит как практическое применение абсолютных по своей природе норм, в  ходе которого возможны отклонения, колебания, но всегда в конечном счете осуществляется возврат к исходному положению. Такую позицию авторы называют гибкой трансцендентностью.

Ключевые слова:

справедливость, право, моральные ценности, наука, имманентное, трансцендентное

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Зорькин, В.Д. (2019), Справедливость — императив цивилизации права, Вопросы философии, № 1, с. 5–14.

Singal, J. (2021), America Saw a Historic Rise in Murders in 2020. Why?, Inttllegencer — New York Magazin. URL: https://nymag.com/intelligencer/2021/02/america-saw-a-historic-rise-in-murders-in2020-why.html (дата обращения: 30.01.2022).

Максимов, Л.В. (2017), К понятию справедливости: аналитические заметки, Этическая мысль, т. 17, № 2, с. 46–58.

Гусейнов, А.А. (2018), Мораль и право: линия разграничения, Lex Russica (Русский закон), № 8, с. 7–22.

Buchanan, A. and Mathieu, D. (1986), Philosophy and Justice, in Justice, Critical Issues in Social Justice, Boston: Springer, pp. 11–45.

Cohen, G. (2003), Facts and Principles, Philosophy & Public Affairs, vol. 31, no. 3, pp. 211–245.

Estlund, D. (2011), Human Nature and the Limits (if Any) of Political Philosophy, Philosophy & Public Affairs, vol. 39, no. 3, рp. 207–237.

Haslanger, S. (2012), Resisting Reality: Social Construction and Social Critique, Oxford: Oxford University Press.

Horn, C. (2018), The Concept of Justice: How Fundamental is it in Ethics and Political Philosophy?, in: Oliveira, N., Hrubec, M. and Sobottka, E. (eds), From Social to Cyber Justice. Critical Views on Justice, Law, and Ethics, Prague: Publishing house of the Institute of Philosophy of CAS, рp. 125–143.

Rawls, J. (1985), Justice as Fairness: Political not Metaphysical, Philosophy & Public Affairs, vol. 14, no. 3, pp. 223–251.

Rossi, E. (2019), Being Realistic and Demanding the Impossible, Constellations, vol. 26, no. 4, pp. 638–652.

Maagt, S., Rippon, S., Theuns, T. and Zala, M. (2020), Report on a Second Workshop on ‘Justice and Beliefs about Justice in Europe’: Democracy, Stability, and Reflective Equilibrium. URL: https://www.ethoseurope.eu/sites/default/files//docs/d2.4_complete.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

Rorty, R. (1989), The priority of democracy to philosophy, Contingency, Irony, and Solidarity, Cambridge: Cambridge University Press, pр. 381–402.

Jost, J. and Hunyady, O. (2005), Antecedents and consequences of system justifying ideologies, Current Directions in Psychological Science, no. 14, pp. 260–265.

Соловьев, В.С. (1988), Философские начала цельного знания, в: Соловьев, В.С. Собр. соч., в 2 т., т. 2, Москва: Мысль, с. 139–288.

Bloomfield, P. (2018), What ‘Justice’ Really Means. The New York Times. URL: https://www.nytimes. com/2018/10/10/opinion/justice-moral-epistemic-principles.html (дата обращения: 04.05.2020).

Tangwa, G. (2005), Morality and Culture: Are Ethics Culture-Dependent?, in: Thiele, F., Ashcroft, R. E. and Wütscher, F. (eds), Bioethics in a Small World. Wissenschaftsethik und Technikfolgenbeurteilung, Bd. 24, Berlin, Heidelberg: Springer, pp. 17–21.

Craig, W. and Sinnott-Armstrong, W. (2004), God?: A Debate Between a Christian and an Atheist, Oxford: Oxford University Press.

Heathwood, C. (2012), Could Morality Have a Source?, Journal of ethics and social philosophy, vol. 6, no. 2, pp. 1–19.

Vinogradov, A. (2019), Imagination as a Breaker of the Border, in: Methi, J. S., Sergeev, A., Bienkowska, M. and Nikiforova, B. (eds), Borderology: Cross-Disciplinary Insights from the Border Zone: Along the Green Belt, Springer, pp. 207–214.

Гегель, Г.В.Ф. (2000), Лекции по философии истории, СПб.: Наука.

Соловьев, В.С. (1988), Оправдание добра. Нравственная философия, в: Соловьев, В.С. Собр. соч. в 2 т., т. 1, М.: Мысль, с. 47–580.


References

Zor’kin, V.D. (2019), Justice is an imperative of the civilization of law, Voprosy filosofii, vol. 1, pp. 5–14. (In Russian)

Singal, J. (2021), America Saw a Historic Rise in Murders in 2020. Why?, Inttllegencer — New York Magazin, аvailable at: https://nymag.com/intelligencer/2021/02/america-saw-a-historic-rise-in-murdersin-2020-why.html (accessed: 30.01.2022).

Maximov, L.V. (2017), On the Concept of Justice: Analytical Notes, Eticheskaia mysl’, vol. 17, no 2, pp. 46–59. (In Russian)

Guseynov, A.A. (2018), Morality and law: a demarcation line, Lex Russica, vol. 8, pp. 7–22. (In Russian)

Buchanan, A. and Mathieu, D.(1986), Philosophy and Justice, in: Justice, Critical Issues in Social Justice, Boston: Springer, pp. 11–45.

Cohen, G. (2003), Facts and Principles, Philosophy & Public Affairs, vol. 31, no. 3, pp. 211–245.

Estlund, D. (2011), Human Nature and the Limits (if Any) of Political Philosophy, Philosophy & Public Affairs, vol. 39, no. 3, pp. 207–237.

Haslanger, S. (2012), Resisting Reality: Social Construction and Social Critique, Oxford: Oxford University Press.

Horn, C. (2018), The Concept of Justice: How Fundamental is it in Ethics and Political Philosophy?, in: Oliveira, N., Hrubec, M. and Sobottka, E. (eds), From Social to Cyber Justice. Critical Views on Justice, Law, and Ethics, Prague: Publishing house of the Institute of Philosophy of CAS, pp. 125–143.

Rawls, J. (1985), Justice as Fairness: Political not Metaphysical, Philosophy & Public Affairs, vol. 14, no. 3, pp. 223–251.

Rossi, E. (2019), Being Realistic and Demanding the Impossible, Constellations, vol. 26, no. 4, pp. 638–652.

Maagt, S., Rippon, S., Theuns, T. and Zala, M. (2020), Report on a Second Workshop on ‘Justice and Beliefs about Justice in Europe’: Democracy, Stability, and Reflective Equilibrium, аvailable at: https://www. ethos-europe.eu/sites/default/files//docs/d2.4_complete.pdf (accessed: 02.05.2020).

Rorty, R. (1989), The priority of democracy to philosophy, Contingency, Irony, and Solidarity, Cambridge: Cambridge University Press, pр. 381–402.

Jost, J. and Hunyady, O. (2005), Antecedents and consequences of system justifying ideologies, Current Directions in Psychological Science, no. 14, pp. 260–265.

Solovyov, V. S. (1988), The Philosophical Principles of Integral Knowledge, in: Solovyov, V. S., Collected writings, in 2 vols, vol. 2, Moscow: Mysl’ Publ., pp. 139–288. (In Russian)

Bloomfield, P. (2018), What ‘Justice’ Really Means. The New York Times, аvailable at: https://www.nytimes.com/2018/10/10/opinion/justice-moral-epistemic-principles.html (accessed: 04.05.2020).

Tangwa, G. (2005), Morality and Culture: Are Ethics Culture-Dependent?, in: Thiele, F., Ashcroft, R.E. and Wütscher, F.(eds), Bioethics in a Small World. Wissenschaftsethik und Technikfolgenbeurteilung, Bd. 24, Berlin, Heidelberg: Springer, pp. 17–21.

Craig, W. and Sinnott-Armstrong, W. (2004), God?: A Debate Between a Christian and an Atheist, Oxford: Oxford University Press.

Heathwood, C. (2012), Could Morality Have a Source?, Journal of ethics and social philosophy, vol. 6, no. 2, pp. 1–19.

Vinogradov, A. (2019), Imagination as a Breaker of the Border, in: Methi, J. S., Sergeev, A., Bienkowska, M. and Nikiforova, B. (eds), Borderology: Cross-Disciplinary Insights from the Border Zone: Along the Green Belt, Springer, pp. 207–214.

Hegel, G.W.F. (2000), The Philosophy of History, St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Solovyov, V. S. (1988), Justification of the Good: An Essay on Moral Philosophy, in: Solovyov, V. S. Collected writings, in 2 vols, vol. 1, Moscow: Mysl’ Publ., pp. 47–580. (In Russian)

Опубликован
2022-07-21
Как цитировать
Виноградов, А. И., & Мачкарина, О. Д. (2022). К вопросу об основах справедливости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(2), 152-164. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.201