Философия детства в цифровую эпоху

Авторы

  • Алина Сергеевна Зайкова Институт философии и права СО РАН, Российская Федерация, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 https://orcid.org/0000-0003-3300-0130

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.102

Аннотация

Статья рассматривает основные подходы к определению понятия ребенка в рамках философии детства. Показывается неоднозначность положения ребенка в современном обществе: с одной стороны, жизнь ребенка зачастую ставится выше жизни взрослого или, по крайней мере, оценивается выше, чем его ожидаемый вклад, с другой — интересы, желания и потребности детей не являются значимыми для взрослых и не учитываются при принятии решений, в том числе тех, от которых зависит жизнь и развитие детей. Один из основных современных подходов в философии детства, который пытается объяснить этот факт, предполагает, что ребенок — это прежде всего будущий взрослый. Несмотря на явные преимущества такого подхода перед подходом «ребенок как маленький взрослый», эта концепция не в полной мере отвечает требованиям современной цифровой эпохи, что особенно заметно при анализе взаимодействия ребенка и взрослого в современную цифровую эпоху, поскольку указанный подход не способен адекватно соответствовать нуждам и ценностям цифрового общества. Вместо этого мы предлагаем рассматривать концепцию детства в рамках культурно-исторической школы Выготского и его последователей, которая предполагает, что центральным в  этой концепции является понятие развития, которое не сводится исключительно к  взрослению, т. е. к  способу получить из  ребенка взрослого, а  рассматривается как безусловное право и биологическая норма, а также неотъемлемая часть детства. Подобный подход будет способствовать улучшению взаимодействия с ребенком, повышению уровня жизни самого ребенка, а также гибкости и цельности личности, особенно в  условиях неопределенности ожидаемых трансформационных процессов современной цифровой эпохи.

Ключевые слова:

философия детства, ребёнок, взрослый, детство, цифровое детство, цифровая эпоха, цифровизация, культурно-историческая теория

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Gheaus, A. and Wispelaere, J.de. (2019), The Routledge Handbook of the Philosophy of Childhood and Children, Abingdon: Routledge.

Ekbia, H., Mattioli, M., Kouper, I., Arave, G., Ghazinejad, A., Bowman, T., Suri, V.R., Tsou, A., Weingart, S. and Sugimoto, C.R. (2015), Big data, bigger dilemmas: critical review, Journal of the Association for Information Science and Technology, vol. 66, no. 8, pp. 1523–1545.

Skinner, C. (2018), Digital Human: The Fourth Revolution of Humanity Includes Everyone, New Jersey: John Wiley & Sons.

Солдатова, Г.У. (2018), Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире, Социальная психология и общество, т. 9, № 3, с. 71–80.

Lancy, D. (2017), Raising Children: Surprising Insights from Other Cultures, Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108227629

Schapiro, T. (1999), What Is a Child? Ethics, vol. 109, no. 4, pp. 715–738. https://doi.org/10.1086/233943

Ariès, P. (1962), Centuries of Childhood, New York: Random House.

Matthews, G. and Mullin A. (2020), The Philosophy of Childhood, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2020 Edition), ed. by Zalta, E.N. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/ childhood/ (accessed: 30.06.2022).

Schulte, C. (2021), Childhood drawing: The making of a deficit aesthetic, Global Studies of Childhood, vol. 11 (1), pp. 54–68.

Gontier, N. (2006), Introduction to evolutionary epistemology, language and culture, in: Gontier, N., Van Bendegem, J.P. and Aerts, D. (eds), Evolutionary Epistemology, Language and Culture, Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/1-4020-3395-8_1

Matthews, G.B. (1994), The Philosophy of Childhood, Cambridge: Harvard University Press.

Pritchard, M. (2022), Philosophy for Children, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2022 Edition), ed. by Zalta, E.N. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2022/entries/children/ (accessed: 25.08.2022).

Carlson, L. (2010), The Faces of Intellectual Disability: Philosophical Reflections, Bloomington: Indiana University Press.

Gopnik A. (2009), The Philosophical Baby: What Children’s Minds Tell Us about Truth, Love, and the Meaning of Life, New York: Farrar, Straus and Giroux.

Gheaus, A. (2021), Childhood: Value and duties, Philosophy Compass, vol. 16, no. 12, e12793,pp. 1–11. https://doi.org/10.1111/phc3.12793

Выготский, Л.С. и Лурия, А.Р. (1993), Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок, М.: Педагогика-Пресс.

Warren, M.A. (1992), The Rights of the Nonhuman World, in: Hargrove, E. (ed.), The Animal Rights/ Environmental Ethics Debate, Albany: State University of New York Press.

Выготский, Л.С. (1984), Собрание сочинений: в 6 т, т. 6, М.: Педагогика.

Смирнов, С.А. (2021), Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть. 1,Science for Education Today, № 6, с. 62–79.

Смирнов, С.А. (2021), Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 2, Science for Education Today, № 6, с. 80–91.

Рубцова, О.В. (2019), Цифровые технологии как новое средство опосредования (часть первая), Культурно-историческая психология, т. 15, № 3, с. 117–124. https://doi.org/10.17759/chp.2019150312

Hatzigianni, M. (2018), Transforming early childhood experiences with digital technologies, Global studies of childhood, vol. 8 (2), pp. 173–183.

Солдатова, Г.У. и Рассказова, Е.И. (2020), Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности, Культурно-историческая психология, т. 16, № 4, с. 87–97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409

Выготский, Л.С. (2005), Психология развития человека, М.: Смысл, Эксмо.

Oldridge, L.A. (2010), Digital foundations: A study of the perceptions and practices surrounding the use of ICT in ECE centres, Palmerston North: Massey University.

Taylor, A. (2013), Reconfiguring the natures of childhood, Abingdon: Routledge.


References

Gheaus, A. and Wispelaere, J.de. (2019), The Routledge Handbook of the Philosophy of Childhood and Children, Abingdon: Routledge.

Ekbia, H., Mattioli, M., Kouper, I., Arave, G., Ghazinejad, A., Bowman, T., Suri, V.R., Tsou, A., Weingart, S. and Sugimoto, C.R. (2015), Big data, bigger dilemmas: critical review, Journal of the Association for Information Science and Technology, vol. 66, no. 8, pp. 1523–1545.

Skinner, C. (2018), Digital Human: The Fourth Revolution of Humanity Includes Everyone, New Jersey: John Wiley & Sons.

Soldatova, G.U. (2018), Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world, Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, vol. 9, no. 3, pp. 71–80. (In Russian)

Lancy, D. (2017), Raising Children: Surprising Insights from Other Cultures, Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108227629

Schapiro, T. (1999), What Is a Child? Ethics, vol. 109, no. 4, pp. 715–738. https://doi.org/10.1086/233943

Ariès, P. (1962), Centuries of Childhood, New York: Random House.

Matthews, G. and Mullin A. (2020), The Philosophy of Childhood, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2020 Edition), ed. by Zalta, E.N, available at: https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/ childhood/ (accessed: 30.06.2022).

Schulte, C. (2021), Childhood drawing: The making of a deficit aesthetic, Global Studies of Childhood, vol. 11 (1), pp. 54–68.

Gontier, N. (2006), Introduction to evolutionary epistemology, language and culture, in: Gontier, N., Van Bendegem, J.P. and Aerts, D. (eds), Evolutionary Epistemology, Language and Culture, Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/1-4020-3395-8_1

Matthews, G.B. (1994), The Philosophy of Childhood, Cambridge: Harvard University Press.

Pritchard, M. (2022), Philosophy for Children, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2022 Edition), ed. by Zalta, E.N, available at: https://plato.stanford.edu/archives/sum2022/entries/children/ (accessed: 25.08.2022).

Carlson, L. (2010), The Faces of Intellectual Disability: Philosophical Reflections, Bloomington: Indiana University Press.

Gopnik A. (2009), The Philosophical Baby: What Children’s Minds Tell Us about Truth, Love, and the Meaning of Life, New York: Farrar, Straus and Giroux.

Gheaus, A. (2021), Childhood: Value and duties, Philosophy Compass, vol. 16, no. 12, e12793,pp. 1–11. https://doi.org/10.1111/phc3.12793

Vygotskii, L. S. and Luriia, A.R. (1993), Etudes on the History of Behavior: Monkey. Primitive. Child, Moscow: Pedagogika-Press Publ. (In Russian)

Warren, M.A. (1992), The Rights of the Nonhuman World, in: Hargrove, E. (ed.), The Animal Rights/ Environmental Ethics Debate, Albany: State University of New York Press.

Vygotskii, L. S. (1984), The Collected Works: in 6 vol, vol. 6, Moscow: Pedagogika Publ. (In Russian)

Smirnov, S.A. (2021), Digital school: Searching for Explanatory Models. Part 1, Science for Education Today, no. 6, pp. 62–79. (In Russian)

Smirnov, S.A. (2021), Digital school: Searching for Explanatory Models. Part 2, Science for Education Today, no. 6, pp. 80–91. (In Russian)

Rubtsova, O.V. (2019), Digital media as a new means of mediation (part one), Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia, vol. 15, no. 3, pp. 117–124. https://doi.org/10.17759/chp.2019150312 (In Russian)

Hatzigianni, M. (2018), Transforming early childhood experiences with digital technologies, Global studies of childhood, vol. 8 (2), pp. 173–183.

Soldatova, G.U. and Rasskazova, E.I. (2020), Digital transition outcomes: From online reality to mixed reality, Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia, vol. 16, no. 4, pp. 87–97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409 (In Russian)

Vygotskii, L. S. (2005), ,Psychology of human development, Moscow: Izd-vo Smysl Publ., Eksmo Publ.(In Russian)

Oldridge, L.A. (2010), Digital foundations: A study of the perceptions and practices surrounding the use of ICT in ECE centres, Palmerston North: Massey University.

Taylor, A. (2013), Reconfiguring the natures of childhood, Abingdon: Routledge.

Загрузки

Опубликован

20.05.2024

Как цитировать

Зайкова, А. С. (2024). Философия детства в цифровую эпоху. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(1), 17–28. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.102