Теоретические основы медитативно-переговорных технологий урегулирования конфликта

Авторы

  • Елена Никитична Иванова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Надежда Валерьевна Петрова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.412

Аннотация

В статье обсуждаются актуальные вопросы теоретического осмысления опыта применения медиации и переговоров в нашей стране и за рубежом. Отмечается дискуссионный характер как самой потребности в  развитии теоретической базы этих альтернативных методов работы с  конфликтом, так и  значимости теории для решения проблем, связанных с  их сутью, и  интеграции усилий специалистов в  этой области. Анализируются истоки разногласий по многим вопросам в  сфере деятельности медиаторов разных школ. Выявляются принципиальное сходство и ключевые различия между технологиями переговоров и медиации и определяется ее специфика. Предлагается использовать комплексное понятие «медиативно-переговорные технологии», раскрывается понимание его сущности, базирующейся на объективности, безоценочности и  взаимовыгодности этих технологий для конфликтующих сторон. Выделены технологические составляющие, объединяющие достоинства исходных компонентов, в  том числе создание единого информационного поля, различение эмоциональных и когнитивных аспектов, отделение человека от проблемы, переход от позиционного торга к сотрудничеству на основе интересов и другие. Показаны преимущества интегративных технологий по сравнению с раздельно применяемыми переговорами между сторонами и переговорами с участием нейтрального посредника. Раскрывается роль и сфера применения медиативно-переговорных технологий, в том числе как возможности более широкого распространения практики медиации, предлагается концепция «встроенного медиатора». Подчеркивается междисциплинарный характер конфликтологии, из  которого вытекает необходимость привлечения теоретических ресурсов из разных областей знания. Предлагается ряд оснований для классификации теорий, связанных с  этой технологией, и  прослеживается роль их разных видов в  решении проблем медиаторского сообщества. Показаны преимущества интегрированной модели медиации как сквозного элемента профессионального стандарта при подготовке специалистов в  различных сферах деятельности. Приводятся примеры позитивного опыта использования теоретических построений в настоящее время, раскрывается его потенциал для развития и расширения сферы применения медиативно-переговорных технологий.

Ключевые слова:

медиативно-переговорные технологии, теория, осмысление опыта, интеграция, потенциал

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Bollen, K., Munduate, L. and Euwema, M. (eds), (2016), Advancing Workplace Mediation through Integration of Theory and Practice, Springer International.

Bush, R. and Folger, J. (2005), The Promise of Mediation. The Transformative Approach to Conflict, San Francisco: Jossey-Bass.

Ivanova, E.N., Abgadzhava, D.A., Kryukova, T.V. and Petrova, N.V. (2021), Problem of the Scope of Mediation Today, European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, London: European Publisher Ltd, pp. 392–397.

Garby, T. (2016), Agreed! Negotiation/mediation in the 21st century, ICC Publications.

Севастьянов, Г.В. (ред.), (2009), Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебнометодические материалы и практические рекомендации, СПб.: Редакция журнала «Третейский суд».

Иванова, Е.Н. (2015), Медиация: возможности vs. Ограничения, в: Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии, СПб.: Фонд развития конфликтологии, с. 412–433.

Загайнова, С.К. и Ярков, В.В. (ред.) (2011), Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», М.: Инфотропик Медиа.

Воскобитова, Л.А., Лукьянова, И.Н. и Михайлова, Л.П. (ред.) (2008), Адвокат: навыки профессионального мастерства, М.: Волтерс Клувер.

Wade, J. (2011), “Evaluative and Directive Mediation: All Mediators Give Advice — Part 1 of 2”. URL: https://www.mediate.com/evaluative-and-directive-mediation-all-mediators-give-advice-part-2- of-2/ (дата обращения: 05.09.2020).

Ларсен, С. (2004), Введение, в: Ларсен, С. (ред.). Теория и методы в социальных науках, М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), с. 7–18.

Юревич, А.В. (2005), Структура теорий в социогуманитарных науках, в: Лекторский, В.А. (ред.), Наука глазами гуманитария, М: Прогресс-Традиция, с. 202–228.

Fisher, R. and Shapiro, D. Beyond Reason: Using Emotions as You Negotiate, Random House Business Books, 2005

Козер, Л.А. (2000), Функции социального конфликта, М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс.

Winslade, J. and Monk, G. (2008), Practicing Narrative Mediation, San Francisco: Jossey-Bass.

Бек, А. (2017), Когнитивная психотерапия расстройств личности, СПб.: Питер.

Риццолатти, Дж. и Синигалья, К. (2012), Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания, пер. Фаликман, М.В., Куракова, О.А., М.: Языки славянских культур.

Гоулман, Д. (2022), Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ, М.: Манн, Иванов и Фербер.

Regina, W.F. (2011), Applying Family Systems Theory to Mediation. A Practitioner’s Guide, University Press of America.

Иванова, Е.Н. (2017), Проблема дифференцированности в медиации, Конфликтология, № 3, с. 205–219.

Канеман, Д., Словик, П. и Тверски, А. (2005), Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения, Харьков: Гуманитарный центр.

Гуриева, С.Д. (2019), Теория и практика ведения переговоров, СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

Глазл, Ф. (2002), Конфликтменеджмент, Калуга: Духовное познание.

Розенберг, М. (2018), Ненасильственное общение, М.: София.

Стюарт, И.и Джойнс, В. (2017), Современный Транзактный анализ, СПб.: Метанойя.

Иванова, Е.Н. (2020), Метод трансформации драматического треугольника Карпмана в процессе медиации, Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции (Красноярск, 24–26 сентября 2020 г.), с. 150–155.


References

Bollen, K., Munduate, L. and Euwema, M. (eds), (2016), Advancing Workplace Mediation through Integration of Theory and Practice, Springer International.

Bush, R. and Folger, J. (2005), The Promise of Mediation. The Transformative Approach to Conflict, San Francisco: Jossey-Bass.

Ivanova, E.N., Abgadzhava, D.A., Kryukova, T.V. and Petrova, N.V. (2021), Problem of the Scope of Mediation Today, European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, London: European Publisher Ltd, pp. 392–397.

Garby, T. (2016), Agreed! Negotiation/mediation in the 21st century, ICC Publications.

Sevast’janov, G.V. (ed.) (2009), Reader for Alternative Dispute Resolution: Teaching Materials and Practical Recommendations, St Petersburg: Redaktsiia zhurnala “Treteiskii sud” Publ. (In Russian)

Ivanova, E.N. (2015), Mediation: Opportunities vs. restrictions, in: Konflikt kak problema. Ocherki sovremennoi teoreticheskoi i prikladnoi konfliktologii, St Petersburg: Fond razvitiia konfliktologii Publ., pp. 412–433. (In Russian).

Zagajnova, S.K. and Jarkov, V.V. (eds) (2011), Commentary on the Federal Law “On an Alternative Dispute Resolution Procedure with the Participation of a Mediator (Mediation Procedure)”, Moscow: Infotropik Media Publ. (In Russian)

Voskobitova, L.A., Luk’janova, I.N. and Mihajlova, L.P. (eds) (2008), Advocate: Professional Skills, Moscow: Volters Kluver Publ. (In Russian)

Wade, J. (2011), “Evaluative and Directive Mediation: All Mediators Give Advice — Part 1 of 2”. Available at: https://www.mediate.com/evaluative-and-directive-mediation-all-mediators-give-advice-part2-of-2/ (accessed: 05.09.2020).

Larsen, S. (2004), Introduction, in: Larsen, S. (ed.). Teoriia i metody v sotsial’nykh naukakh, Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi institut mezhdunarodnykh otnoshenii (Universitet) Publ.; Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN) Publ., pp. 7–18. (In Russian)

Jurevich, A.V. (2005), The structure of theories in social sciences, in: Lektorskij, V.A. (ed.), Nauka glazami gumanitariia, Moscow: Progress-Traditsiia Publ., pp. 202–228. (In Russian)

Fisher, R. and Shapiro, D. Beyond Reason: Using Emotions as You Negotiate, Random House Business Books, 2005.

Kozer, L.A. (2000), Functions of social conflict. Moscow: Dom intellektual’noi knigi: Ideia-press Publ. (In Russian)

Winslade, J. and Monk, G. (2008), Practicing Narrative Mediation, San Francisco: Jossey-Bass.

Beсk, A. (2017), Cognitive psychotherapy for personality disorders, St Petersburg: Piter Publ. (In Russian)

Rizzolatti, G. Sinigaglia, C. (2012), Mirrors in the brain. Mechanisms of joint action and empathy, transl. by Falikman, M.V., Kurakovа, O.A., Moscow: Iazyki slavianskikh kul’tur Publ. (In Russian)

Goulman, D. (2022), Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ, Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ. (In Russian)

Regina, W.F. (2011), Applying Family Systems Theory to Mediation. A Practitioner’s Guide, University Press of America

Ivanova, E.N. (2017), Problem of Differentiation in Mediation, Konfliktologiia, no. 3, pp. 205–219. (In Russian)

Kaneman, D., Slovik, P. and Tverski, A. (2005), Judgment under Uncertainity: Heuristics and biases, Kharkov: Gumanitarnyi tsentr Publ. (In Russian)

Gurieva, S.D. (2019), Theory and practice of negotiation, St Petersburg: St Petersburg University Press. (In Russian)

Glazl, F. (2002), Conflict management, Kaluga: Dukhovnoe poznanie Publ. (In Russian)

Rozenberg, M. (2018), Nonviolent communication, Moscow: Sofiia Publ. (In Russian)

Stewart, I. and Joines, V. (2017), Modern Transactional Analysis, St Petersburg: Metanoiia Publ.(In Russian)

Ivanova, E.N. (2020), Karpman’s transformation method of dramatic triangle in the mediation process, Mediatsiia v obrazovanii: polikul’turnyi kontekst: materialy II Mezhdunarodnoi konferentsii (Krasnoiarsk, 24–26 sentiabria 2020 g.), pp. 150–155. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2022

Как цитировать

Иванова, Е. Н., & Петрова, Н. В. (2022). Теоретические основы медитативно-переговорных технологий урегулирования конфликта. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4), 581–593. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.412

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)