Философский анализ перспектив высшего образования

Авторы

  • Мадина Серикбековна Ашилова Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Республика Казахстан, 050022, Алматы, ул. Муратбаева, 200
  • Алибек Серикбекович Бегалинов Международный университет информационных технологий, Республика Казахстан, 050001, Алматы, ул. Манаса, 34/1
  • Калимаш Капсамаровна Бегалинова Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Республика Казахстан, 050001, Алматы, пр. аль-Фараби, 71

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.202

Аннотация

Роль университетов под влиянием массовизации высшего образования, развития образовательного рынка и глобализации стремительно меняется. В форсайт-исследованиях идеи будущего университета варьируются от традиционной модели, в которой университеты продолжат заниматься формированием полноценной и  критически мыслящей личности, до идеи полного забвения университетов, отброшенных за борт истории массовыми онлайн-курсами. В настоящее время основные идеи университетов пребывают в  остром конфликте друг с  другом. Конфликт может привести либо к  синтезу идей и  выработке обновленной модели, либо к  полной деградации вузов и их исчезновению из жизни человека. Цель настоящего исследования — прояснить, каковы перспективы высшего образования. Основными методами данного форсайтисследования выступают описательный метод будущих сценариев развития университетов, а также философский анализ каждой из представленных идей университетов. В  результатах представлены обзор научно-исследовательской литературы, описание основных моделей университетов, а также проведен философский анализ данных моделей. Красной линией в трудах современных ученых проходит мысль о том, сможет ли современный университет трансформироваться, продолжить выполнять свою высокую социальную миссию, отойти от рынка и порвать с неолиберальными амбициями. При этом ученые предлагают свои рецепты по реформированию вузов, большая часть которых состоит в возврате высшему образованию утерянных гуманистических, фундаментальных, духовных основ. Настоящее исследование дополнит представления о будущем высшего образования, трансформации вузов под воздействием глобализации, рыночного капитализма и других факторов. Его результаты будут полезны педагогам высших учебных заведений, философам образования и всем, кто интересуется проблемами высшего образования.

Ключевые слова:

философия образования, неолиберализм, классический университет, онлайн-курсы, трансформация образования, кризис ценностей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Барнетт, Р. (2013), Осмысление университета, в: Гусаковский, М.С. (ред.), Теоретические вопросы образования, Минск: БГУ, с. 5–29.

Лиотар, Ж.-Ф. (1998), Состояние постмодерна, пер. Шматко, Н.А., СПб.: Алетейя.

Ньюмен, Дж. (2006), Идея Университета, пер. Бенедиктова, С.Б., ред. Гусаковкий, М.А., Минск: БГУ

Conway, M. (2019), Contested Ideas and Possible Futures for the University, On the Horizon. https:// doi.org/10.1108/OTH-10-2019-0070. URL: https://www.academia.edu/41837834/Contested_Ideas_and_ Possible_Futures_for_the_University (дата обращения: 23.01.2023).

Shils, E. (1992), Points of departure: the situation of the universities in the twenty-first century, Minerva, vol. 30 (2), pp. 296–301.

Ямпольская, Л.И. (2014), Концептуализация классической «идеи университета» в неклассическом варианте, Томск: STT.

Tierney, M. (1937), The revolution in the German University, Studies: An Irish Quarterly Review, vol. 26 (103), pp. 353–366.

Анашвили, В.В. и Погорельский, А.Л. (ред.) (2006), Логос 1991–2005, М.: Территория будущего.

Захаров, И.В. и Ляхович, Е.С. (1994), Миссия университета в Европейской культуре, М.: Фонд «Новое тысячелетие».

Шушляева, О. (2018), Развитие идеи классического университета в концепциях немецких ученых, Международный научно-исследовательский журнал, № 1 (67). https://doi.org/10.23670/ IRJ. 2018.67.030

Шелер, М. (1994), Избранные произведения, пер. Денежкина, А.В., М.: Гнозис.

Ясперс, К. (2006), Идея университета, пер. Тягунова, Т.В., Минск: БГУ

Rothblatt, S. (1977), Newman’s idea, History of Education Quarterly, vol. 17 (3), pp. 327–334.

Гуторов, В. (2022), Неолиберализм и перспективы образования в современном мире: актуальные моменты теоретических дискуссий, в: Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество, М.: РАН ИНИОН, с. 1020–1024.

Антипов, Д. и Бакиров, Э. (2017), Неолиберализм в образовании: анализ глобальной экономики образования, Философия хозяйства, № 1 (109), с. 74–90. URL: https://www.researchgate.net/ publication/315684637_Neoliberalizm_v_obrazovanii_analiz_globalnoj_ekonomiki_obrazovania (дата обращения: 23.01.2023).

Patrick, F. (2013), Neoliberalism, the Knowledge Economy, and the Learner: Challenging the Inevitability of the Commodifi ed Self as an Outcome of Education, International Scholarly Research Notices, article 108705. https://doi.org/10.1155/2013/108705

Pan, S. (2020), COVID-19 and the neoliberal paradigm in higher education: changing landscape, Asian Education and Development Studies, vol. 10, no. 2, pp. 322–335. https://doi.org/10.1108/AEDS-06- 2020-0129

Петрова, Г. и Гураль, А. (2015), Классический университет: традиционные ценности и современные языковые бренды, Язык и культура, № 4 (32), с. 73–82. https://doi.org/10.17223/19996195/32/7

Marginson, S. (1999), After globalization: Emerging politics of education, Journal of Educational Policy, vol. 14(1), pp. 19–31.

Brancaleone, D. and O’Brien, S. (2011). Educational commodifi cation and the (economic) sign value of learning outcomes, British Journal of Sociology of Education, vol. 32(4), pp. 501–519. https://doi.org /10.108 0/01425692.2011.578435

Moos, L. (2017), Neo-liberal Governance Leads Education and Educational Leadership Astray, in: Bridging Educational Leadership, Curriculum Theory and Didaktik, pp. 151–180. https://doi.org/10.1007/978- 3-319-58650-2_2

Peters, M.A. (2003), Classical political economy and the role of universities in the new knowledge economy, Globalization, Societies and Education, vol. 1, no. 2, pp. 153–168. https://doi. org/10.1080/1476772032000105483

Fumagalli, A. (2011), Twenty theses on contemporary capitalism (cognitive biocapitalism), Journal of the Theoretical Humanities, vol. 16 (3), pp. 7–17. https://doi.org/10.1080/0969725X. 2011.626555

Olssen, M. and Peters, M.A. (2005), Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: from the free market to knowledge capitalism, Journal of educational policy, vol. 20, no. 3, p. 313–345. https:// doi.org/10.1080/02680930500108718

Suter, L.E. and Smith, E. (2019), The SAGE Handbook of Comparative Studies in Education, Los Angeles: SAGE Publications.

Giroux, H.A. (2017), The Terror of Neoliberalism. Authoritarianism and the Eclipse of Democracy, New York: Routledge.

Killam, R.K. (2023), My High Horse Is Dying: Agitating Internalized Neoliberalism in Higher Education With(Out) Compassion, Cultural Studies-Critical Metodologies, vol. 23, no. 1, pp. 35–61. https://doi.org/10.1177/15327086221107050

Almeida, N. (2021), Ultra-Neoliberalism and Higher Education: A Critical (but Hopeful) View fromBrazil, Encounters in theory and history of education, vol. 22, pp. 41–72. https://doi.org/10.24908/encounters.v22i0.14813

Ellison, S. (2022), Crisis, Mutant Neoliberalism, & Critical Education Policy Analysis, Journal for critical education policy studies, vol. 20, no. 2, pp. 135–172.

Mikelatou, A. (2021), Pluralistic and equitable education in the neoliberal era: paradoxes and contradictions, International Journal of Inclusive Education. https://doi.org/10.1080/13603116.2021.1904018

Alvares, C. (2014), Decolonising the university: the emerging quest for non-Eurocentric paradigms, Malaysia: Penerbit Universiti Sains.

Amsler, S. (2011), Beyond all reason: spaces of hope in the struggle for England’s universities, Representations, vol. 116, no. 1, pp. 62–87.

Barkawi, T. (2013), The neoliberal assault on academia, AlJazeera. URL: www.aljazeera.com/indepth/opinion/2013/04/20134238284530760.html (дата обращения: 23.01.2023).

Butcher, C. (2016), The realities of a neo-liberalised higher education system in the UK and Australia: envisioning a heterodox university model, Copenhagen: Aarhus University.

Neary, M. and Winn, J. (2016), Beyond public and private: a framework for co-operative higher education, Copenhagen: Aarhus University

Bacevic, J., D’Silva, S. and Guzman-Concha, C. (2018), Thinking knowledge production without the university, Culture, Politics and Global Justice. URL: https://cpgjcam.net/2018/06/08/thinkingknowledgeproduction-without-the-university/ (дата обращения: 23.01.2023).

Boden, R., Ciancanelli, P. and Wright, S. (2012), Trust universities? Governing post-capitalist futures, Journal of Co-Operative Studies, vol. 45, no. 2, pp. 16–24.

К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО (2005), Париж. URL: http://www.unesco. org/ru/worldreport (дата обращения: 23.01.2023).

Zuboff, S. (2019), The Age of Surveillance Capitalism, New York: Hatchette Book Group.

Клячко, Т.Л. и Мау, В.А. (2015), Будущее университетов, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 64 с.

Богданов, А.И. (2015), Эволюция идеи университета: прошлое, настоящее, будущее, Современные проблемы науки и образования, № 1(1). URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=19138 (дата обращения: 23.01.2023).

Gibbs, P., Gorur, R, Burbules, N., Kalantzis, M. and Cope, B. (2020), Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19, Educational Philosophy and Theory, vol. 52. https://doi.org/ 10.1080/00131857.2020.1777655


References

Barnett, R. (2013), Making sense of the university, in: Gusakovsky M. S. Theoretical issues of education, Minsk: BSU Publ., pp. 5–29. (In Russian)

Lyotard, J.-F. (1998), The Postmodern State, trans. by Shmatko, N.A., St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

Newman, J. (2006), The Idea of the University, trans. by Benediktova, S.B., ed. by Gusakovskiy, M.A., Minsk: BSU Publ. (In Russian)

Conway, M. (2019), Contested Ideas and Possible Futures for the University, On the Horizon. https:// doi.org/10.1108/OTH-10-2019-0070

Shils, E. (1992), Points of departure: the situation of the universities in the twenty-first century, Minerva, vol. 30 (2), pp. 296–301.

Yampolskaya, L.I. (2014), Non-classical conceptualization of the classical “idea of the university”, Tomsk: STT Publ. (In Russian)

Tierney, M. (1937), The revolution in the German University, Studies: An Irish Quarterly Review, vol. 26 (103), pp. 353–366.

Anashvili, V.V. and Pogorelsky, A.L. (eds) (2006), Logos 1991–2005, Moscow: Territoriia budushchego Publ. (In Russian)

Zakharov, I.V. and Lyakhovich, E. S. (1994), Mission of the University in European Culture, Moscow: Fond “Novoe tysiacheletie” Publ. (In Russian)

Shushlyaeva, O. (2018), Development of the idea of a classical university in the concepts of German scientists, International Research Journal, no. 1(67). https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.030 (In Russian)

Scheler, M. (1994), Selected Works, trans. by Denezhkina, A.V., Moscow: Gnosis Publ. (In Russian)

Jaspers, K. (2006), The idea of a university, trans. by Tyagunova, T.V., Minsk: BGU Publ. (In Russian)

Rothblatt, S. (1977), Newman’s idea, History of Education Quarterly, vol. 17 (3), pp. 327–334.

Gutorov, V. (2022), Neoliberalism and Educational Perspectives in the Modern World: Topical Moments of Theoretical Discussions, in: Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation, Moscow: RAN INION Publ., pp. 1020–1024. (In Russian)

Antipov, D. and Bakirov, E. (2017), Neoliberalism in Education: An Analysis of the Global Economics of Education, Philosophy of Economy, pp. 74–90. Available at: https://www.researchgate. net/publication/315684637_Neoliberalizm_v_obrazovanii_analiz_globalnoj_ekonomiki_obrazovania (accessed: 23.01.2023). (In Russian)

Patrick, F. (2013), Neoliberalism, the Knowledge Economy, and the Learner: Challenging the Inevitability of the Commodifi ed Self as an Outcome of Education, International Scholarly Research Notices, article 108705. https://doi.org/10.1155/2013/108705

Pan, S. (2020), COVID-19 and the neoliberal paradigm in higher education: changing landscape, Asian Education and Development Studies, vol. 10, no. 2, pp. 322–335. https://doi.org/10.1108/AEDS-06- 2020-0129

Petrova, G. and Gural, A. (2015), Classical University: Traditional Values and Modern Language Brands, Language and Culture, vol. 4 (32), pp. 73–82. https://doi.org/10.17223/19996195/32/7 (In Russian)

Marginson, S. (1999), After globalization: Emerging politics of education, Journal of Educational Policy, vol. 4(1), pp. 19–31.

Brancaleone, D. and O’Brien, S. (2011). Educational commodifi cation and the (economic) sign value of learning outcomes, British Journal of Sociology of Education, vol. 32(4), pp. 501–519. https://doi.org /10.1080/01425692.2011.578435

Moos, L. (2017), Neo-liberal Governance Leads Education and Educational Leadership Astray, in:Bridging Educational Leadership, Curriculum Theory and Didaktik, pp. 151–180. https://doi.org/10.1007/978-3-319-58650-2_2

Peters, M.A. (2003), Classical political economy and the role of universities in the new knowledge economy, Globalization, Societies and Education, vol. 1, no. 2, pp. 153–168. https://doi. org/10.1080/1476772032000105483

Fumagalli, A. (2011), Twenty theses on contemporary capitalism (cognitive biocapitalism), Journal of the Theoretical Humanities, vol. 16 (3), pp. 7–17. https://doi.org/10.1080/0969725X. 2011.626555

Olssen, M. and Peters, M.A. (2005), Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: from the free market to knowledge capitalism, Journal of educational policy, vol. 20, no. 3, p. 313–345. https:// doi.org/10.1080/02680930500108718

Suter, L.E. and Smith, E. (2019), The SAGE Handbook of Comparative Studies in Education, Los Angeles: SAGE Publications.

Giroux, H.A. (2017), The Terror of Neoliberalism. Authoritarianism and the Eclipse of Democracy, New York: Routledge.

Killam, R.K. (2023), My High Horse Is Dying: Agitating Internalized Neoliberalism in Higher Education With(Out) Compassion, Cultural Studies-Critical Metodologies, vol. 23, no. 1, pp. 35–61. https:// doi.org/10.1177/15327086221107050

Almeida, N. (2021), Ultra-Neoliberalism and Higher Education: A Critical (but Hopeful) View from Brazil, Encounters in theory and history of education, vol. 22, pp. 41–72. https://doi.org/10.24908/encounters. v22i0.1481

Ellison, S. (2022), Crisis, Mutant Neoliberalism, & Critical Education Policy Analysis, Journal for critical education policy studies, vol. 20, no. 2, pp. 135–172.

Mikelatou, A. (2021), Pluralistic and equitable education in the neoliberal era: paradoxes and contradictions, International Journal of Inclusive Education. https://doi.org/10.1080/13603116.2021.1904018

Alvares, C. (2014), Decolonising the university: the emerging quest for non-Eurocentric paradigms, Malaysia: Penerbit Universiti Sains.

Amsler, S. (2011), Beyond all reason: spaces of hope in the struggle for England’s universities, Representations, vol. 116, no. 1, pp. 62–87.

Barkawi, T. (2013), The neoliberal assault on academia, AlJazeera. URL: www.aljazeera.com/indepth/ opinion/2013/04/20134238284530760.html (accessed: 23.01.2023).

Butcher, C. (2016), The realities of a neo-liberalised higher education system in the UK and Australia: envisioning a heterodox university model, Copenhagen: Aarhus University.

Neary, M. and Winn, J. (2016), Beyond public and private: a framework for co-operative higher education, Copenhagen: Aarhus University.

Bacevic, J., D’Silva, S. and Guzman-Concha, C. (2018), Thinking knowledge production without the university, Culture, Politics and Global Justice. URL: https://cpgjcam.net/2018/06/08/thinkingknowledgeproduction-without-the-university/ (accessed: 23.01.2023).

Boden, R., Ciancanelli, P. and Wright, S. (2012), Trust universities? Governing post-capitalist futures, Journal of Co-Operative Studies, vol. 45, no. 2, pp. 16–24.

Towards knowledge societies. UNESCO World Report (2005), Paris. Available at: http://www.unesco.org/ru/worldreport (accessed: 23.01.2023). (In Russian)

Zuboff, S. (2019), The Age of Surveillance Capitalism, New York: Hatchette Book Group.

Klyachko, T.L. and Mau, V.A. (2015), The Future of Universities, Moscow: Izdatel’skii dom “Delo” RANKhiGS Publ. (In Russian)

Bogdanov, A.I. (2015), The evolution of the university idea: past, present, future, Modern problems of science and education, no. 1(1). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19138 (accessed: 23.01.2023). (In Russian)

Gibbs, P., Gorur, R, Burbules, N., Kalantzis, M. and Cope, B. (2020), Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19, Educational Philosophy and Theory, vol. 52. https://doi.org/ 10.1080/00131857.2020.1777655

Загрузки

Опубликован

27.06.2023

Как цитировать

Ашилова, М. С., Бегалинов, А. С., & Бегалинова, К. К. (2023). Философский анализ перспектив высшего образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(2), 224–238. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.202