Диалог с древностью: В. Розанов о древнеегипетской цивилизации

Авторы

  • Лазарь Милентиевич Университет в Нови-Саде, Сербия, 21102, Нови-Сад, улица Др Зорана Джинджича, 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.412

Аннотация

В статье сделана попытка рассмотреть сложный культурно-исторический комплекс древнеегипетских религиозных, философских и  мистических исканий в  творчестве В.Розанова. Для освещения темы автор статьи помимо творчества В.Розанова обращается к трудам историков (Геродот), богословов (Хрисанф (Ретивцев)), историков религий (С.Глаголев), представителей русской религиозной философии эпохи рубежа веков (В.Соловьев, К.Бальмонт), культурологов, египтологов и философов (Г.Масперо, Я.Ассман, С.Аверинцев) и других исследователей, а также к одному из главных свидетельств древней эпохи, в древнеегипетской «Книге мертвых». Интерес к египетской цивилизации, ставший важной особенностью рубежа XIX–XX вв., показывает желание В.Розанова осуществить диалог с  древностью, в  которой находятся истоки всех религиозно-философских концепций. Цель работы — раскрытие положений В.Розанова, касающихся тем бессмертия и божеств в Древнем Египте, принципа астрологии и космогонии в культуре древности, а также соотношения древнеегипетской и христианской религий. По мысли В.Розанова, Древний Египет  — это страна, в  которой за принципом молчания кроется жизненная сила и виталистичность, нашедшая выражение в долголетии цивилизации. В статье показано, что в центре внимания В.Розанова находится идея о том, что древнеегипетский народ был самым религиозным народом, представившим разработанное учение о  бессмертии, которое стало фундаментальным основанием его религии. Розанов показывает роль астрологии, наблюдений за природными явлениями в развитии египетской религиозности, а также указывает на разветвленность существовавшего в Египте религиозного культа, в котором он особо выделяет образы Осириса и Изиды. В.Розанов отдельно отмечал, что, несмотря на веру в заклинания и волшебство, древний египтянин на определенном витке развития преодолевает страх перед таинственных и  неведомым, а  затем прилагает усилия, чтобы выстроить с ним связь и получить ответы на важные для него вопросы.

Ключевые слова:

В.Розанов, Древний Египет, Восток, астрология, космогония, цивилизация, мифы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Намитокова, З.А. (2004), Египет и египтяне в русской литературе о странствиях, в: Восток в русской литературе XVIII — начала XX века. Знакомство. Переводы. Восприятие, М.: ИМЛИ РАН, с. 163–196.

Николюкин, А.Н (сост.) (2008), Розановская энциклопедия, М.: РОССПЭН.

Николюкин, А.Н. (2001), Розанов, М.: Молодая гвардия.

Федякин, С.Р. (2002), Сокровенный труд Розанова, в: Розанов, В.В., Собрание сочинений, т. 14: Возрождающийся Египет, М.: Республика, с. 492–499.

Розанов, В.В. (2002), Собрание сочинений, т. 14: Возрождающийся Египет, М.: Республика.

Масперо, Г. (1915), Египет (Ars una — Species Mille), М.: Проблемы эстетики.

Глаголев, С.С. (1932), Очерки по истории религий, ч. 1, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Хрисанф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, т. 1–2. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivcev/religii-drevnego-mira-v-ih-otnoshenii-k-hristianstvu/9 (дата обращения: 18.01.2023).

Розанов, В.В. (1995), Собрание сочинений, т. 6: В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов, М.: Республика.

Розанов, В.В. (2003), Собрание сочинений, т. 16: Около народной души, М.: Республика.

Бальмонт, К.Д. (2010), В раздвинутые дали: Поэма о России; Гимны, песни и замыслы древних; Марево, в: Бальмонт, К.Д., Собрание сочинений: в 7 т., т. 4, М.: Книжный клуб Книговек, с. 138–284.

Розанов, В.В. (1999), Собрание сочинений, т. 10: Во дворе язычников, М.: Республика.

Соловьев, В.С. (1912), Чтения о Богочеловечестве (1877–1881), в: Соловьев, В.С., Собрание сочинений, т. 3, СПб.: Просвещение.

Геродот (1972), История: в 9 кн., Л.: Наука.

Аверинцев, С.С. (1979), Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифологического мышления, в: Платон и его эпоха (к 2400-летию со дня рождения), М: Наука, с. 83–93.

Розанов, В.В. (1995), Собрание сочинений, т. 5: Около церковных стен, М.: Республика.

Ассман, Я. (1999), Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации, М: Присцельс.

Луркер, М. (1998), Египетский символизм, М.: Золотой век. URL: http://shnurok14.narod.ru/lib/ new_m/manfred/simbols/004.htm (дата обращения: 18.01.2023).

Жданов, В. (2013), Теокосмогоническая проблематика в древнеегипетской мысли амарнского периода: историко-философский аспект, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, № 1, с. 30–36.

Шапошников, А.К. (сост.) (2011), Древнеегипетская книга мертвых: Слово Устремленного к Свету, М.: Эксмо.

Ассман, Я. (2004), Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности, М: Языки славянской культуры, 2004.


References

Namitokova, Z. (2004), Egypt and the Egyptians in Russian travel literature, in: Vostok v russkoi literature XVIII — nachala XX veka. Znakomstvo. Perevody. Vospriyatie, Moscow: IMLI RAN Publ., pp. 163–196. (In Russian)

Nikolyukin, A. (ed.) (2008), Rozanov’s Encyclopedia, Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)

Nikolyukin, A. (2001), Rozanov, Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)

Fedyakin, S. (2002), Rozanov’s sacred work, in: Rozanov, V. V., Sobranie sochinenii, t. 14: Vozrozhdaiushchiisia Egipet, Moscow, Respublika Publ., pp. 492–499. (In Russian)

Rozanov, V.V. (2002), Collected works, vol. 14: A rising Egypt, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Maspero, G. (1915), Egypt (Ars una — Species Mille), Moscow: Problemy estetiki Publ. (In Russian)

Glagolev, S. (1932), Essays on the history of religions, pt. 1, Sergiyev Posad: Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra Publ. (In Russian)

Khrisanf (Retivtsev) (1872), Religions of the ancient world and their relation to Christianity, vol. 1–2. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivcev/religii-drevnego-mira-v-ih-otnoshenii-k-hristianstvu/9 (accessed: 18.01.2023). (In Russian)

Rozanov, V.V. (1995), Collected works, vol. 6: In the world of the uncertainty and indefinitness, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Rozanov, V.V. (2003), Collected works, vol. 16: Around folk soul, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Bal’mont, K.D. (2010), Hymns, songs and the plans of the ancients, in: Bal’mont, K.D., Sobranie sochinenii, in 7 vols, vol. 4, Moscow: Knizhnyi klub Knigovek Publ., pp. 138–284. (In Russian)

Rozanov, V.V. (1999), Collected works, vol. 10: In the yard of the pagans, Moscow, Respublika Publ. (In Russian)

Solov’ev, V. S. (1912), Lectures on Godmanhood, in: Solov’ev, V. S., Sobranie sochinenii, vol. 3, St. Petersburg: Prosveshchenie Publ. (In Russian)

Herodotus (1972), History in nine books, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Averintsev, S. S. (1979), Neoplatonism in the face of Platonic criticism of mythological thought, in: Platon i ego epokha (k 2400-letiiu so dnia rozhdeniia), Moscow: Nauka Publ., pp. 83–93. (In Russian)

Rozanov, V.V. (1995), Collected works, vol. 5: Around church walls, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Assman, J. (1999), Egypt. Egyptian religion, theology and piety, Moscow: Pristsel’s Publ. (In Russian)

Lurker, M. (1998), Egyptian symbolism, Moscow: Zolotoi vek Publ. Available at: http://shnurok14.narod.ru/lib/new_m/manfred/simbols/000.htm (accessed: 11.01.2023). (In Russian)

Zhdanov, V. (2013), Theocosmogonic problems in the ancient Egyptian thought of the Amarna period: historical and philosophical aspect, Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Filosofiia, vol. 1, pp. 30–36. (In Russian)

Shaposhnikov, A.K. (comp.) (2011), The Egiptian book of Death: A word directed towards the Light, Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)

Assman, J. (2004), Cultural Memory, Script, Recollection, and Political Identity in Early Civilizations, Moscow, Iazyki slavianskoi kul’tury Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.12.2023

Как цитировать

Милентиевич, Л. (2023). Диалог с древностью: В. Розанов о древнеегипетской цивилизации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(4), 750–761. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.412