Проекты «учения о мировоззрении» в свете лингво-концептуального анализа

Авторы

  • Александр Александрович Львов Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12/1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.205

Аннотация

В статье предлагается диахроническое исследование феномена мировоззрения средствами лингво-концептуального анализа, а также генеалогического метода. Исследование распадается на три задачи. Прежде всего — сопоставить культурно-лингвистичесие особенности мировоззренческой проблематики в  немецкой, русской и  англо-американской философских культурах. Далее — обнаружить дисциплинарные пересечения тех отраслей знания, в которых эти учения о мировоззрении оказываются востребованы. Наконец — сопоставить статус таких учений в современной философии с учетом преобладающих в немецко-, русско- и англоязычной традициях эпистемологических установок. Выявленные сходства и различия в представлениях о сущности и задачах учения о мировоззрении либо позволят утверждать, что мировоззренческая проблематика вписывается в историко-философскую перспективу как «элементарная идея», либо же опровергнут эту возможность. Среди выявленных в указанных философских культурах единств следует отметить: создание интегративной системы взглядов, включающей элементы как «научной», так и «ненаучной» философии; сочетание логической последовательности аргументации с творческой свободой исследования; переосмысление принципа заботы о себе посредством создания целостной концептуальной картины мира. Последняя включает в себя не только аксиологические и антропологические стратегии идентификации, но и обоснование исходных позиций, на которых эти картины мира выстраиваются. Обнаруженные различия касаются дискурсивных практик, обосновывающих эти картины мира: они могут быть естественно-научными, традиционными (в том числе религиозными), языковыми (в том числе коммуникативными), а также могут переплетаться. Анализ учений современных авторов о мировоззрении демонстрирует актуальность и  востребованность мировоззренческой проблематики в перспективе проекта «вечной философии». При этом обнаруживается, что современные учения о мировоззрении в концептуальном отношении можно рассматривать как способ осмысления и критики современной культуры.

Ключевые слова:

мировоззрение, учение о мировоззрении, лингво-концептуальный анализ, забота о себе, вечная философия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Львов, А.А. (2020), Современные концепции феномена мировоззрения, Вестник Русской христианской гуманитарной академии, т. 21, № 2, с. 11–23.

Кант, И. (1994), Собрание сочинений: в 8 т., т. 5., М.: Чоро.

Sire, J.W. (2004), Naming the Elephant: Worldview as a Concept, Westmount, IL: InterVarsity Press.

Дмитриева, Н.А. (2010), Неокантианство и Лев Толстой: от «наукоучения» к учению о человеке, в: Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. Сер. “Humanitas”, М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), c. 379–400.

Юркевич, П.Д. (1990), Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия, в: Юркевич, П.Д., Философские произведения, М.: Правда, c. 69–103.

Зеньковский, В.В. (1991), История русской философии, т. 1, ч. 1, Л.: Эго.

Замалеев, А.Ф. (2010), Самосознание России: Исследования по русской философии, политологии и культуре, СПб.: Наука.

Вайсгербер, Й.Л. (2004), Родной язык и формирование духа, М.: Едиториал УРСС.

Бородай, С.Ю. (2020), Язык и познание: Введение в пострелятивизм, М.: Садра: Издательский дом ЯСК.

Whorf, B.L. (1984), Language, Thought and Reality: Selected Writings, Cambridge, MA: MIT Press.

Асоян, Ю.А. (2008), Практика исследования концептов: от «категорий культуры» к «концептосфере» и «семантике понятий», Культурология, № 1 (44). С. 5–26.

Степанов, Ю.С. (1997), Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования, М.: Школа «Языки русской культуры».

Воркачев, С.Г. (2016), Ex pluribus unim: лингвокультурный концепт как синтезное образование, Вестник РУДН. Серия Лингвистика, т. 20, № 2, с. 17–30.

Вежбицкая, А. (2011) Семантические универсалии и «примитивное мышление», в: Вежбицкая, А., Семантические универсалии и базисные концепты, М.: Языки славянских культур, с. 54–90.

Васильев, В.В. (2014), Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии, М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».

Dobzhansky, T. (1959), Evolution, Genetics and Man, New York, London: John Wiley & Sons, Inc, Chapman and Hall, Ltd.

Месуди, А. (2019), Культурная эволюция. Как теория Дарвина может пролить свет на человеческую культуру и объединить социальные науки, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Львов, А.А. (2021), Статус концептологии в исследованиях культурной эволюции, Вестник Российского философского общества, № 3–4 (97–98), с. 203–220.

Де Вааль, Ф. (2018), Истоки морали: В поисках человеческого у приматов, М.: Альпина нонфикшн.

Groethuysen, B. (1968), The Bourgeois: Catholicism vs. Capitalism in Eighteenth-Century France, New York: Holt, Rinehart and Winston.

Сергеев, К.А. (2007), Ренессансные основания антропоцентризма, СПб.: Наука.

Медведев, И.П. (1976), Византийский гуманизм XIV–XV вв., Л.: Наука, с. 171–241.

Фичино, М. (2020), Платоновская теология о бессмертии души в XVIII книгах, СПб.: Владимир Даль.

Schmitt, C.B. (1966), Perennial Philosophy: From Agostino Steuco to Leibniz, Journal of the History of Ideas, vol. 27, no. 4, pp. 505–532.

Декарт, Р. (1989), Сочинения: в 2 т., т. 1, М.: Мысль.

Декарт, Р. (2006), Сочинения, СПб.: Наука.

Асмус, В.Ф. (1956), Декарт, М.: Государственное издательство политической литературы.

Прокопчук, Ю.В. (2019), Религиозно-философской синтез Л.Н.Толстого и О.Хаксли, Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение, № 83, с. 47–64.

Huxley, A. (1947), The Perennial Philosophy, London: Chatto & Windus.

Naugle, D.K. (2002), Worldview: The History of a Concept, Grand Rapids: W.B.Eerdmans.

Львов, А.А. (2023), Проблематизация проекта «вечной философии» средствами лингво-концептуального анализа, Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, № 1(38), c. 22–27.


References

Lvov, А.А. (2020), The Current Conceptions of the Worldview Phenomenon, Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii, vol. 21, no. 2, pp. 11–23. (In Russian)

Kant, I. (1994), Collected Works, vol. 5, Moscow: Choro Publ. (In Russian)

Sire, J.W. (2004), Naming the Elephant: Worldview as a Concept, Westmount, IL: InterVarsity Press.

Dmitrieva, N.А. (2010), Neokantianism and Leo Tolstoy: from the “Doctrine of Science” to the doctrine of Man, in: Neokantianstvo nemetskoe i russkoe: mezhdu teoriei poznaniya i kritikoi kul’tury. Ser. “Humanitas”, Мoscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN) Publ., pp. 379–400. (In Russian)

Yurkevich, P.D. (1990), Heart and Its Sense in the Spiritual Life of Man, According to the Doctrine of God’s Word, in: Yurkevich, P.D., Filosofskie proizvedeniia, Moscow: Pravda Publ, pp. 69–103. (In Russian)

Zen’kovsky, V.V. (1991), The history of Russian Philosophy, 1 vol., part 1, Leningrad: Ego Publ. (In Russian)

Zamaleev, А.F. (2010), Russia’s Self-Consciousness: Studies in Russian Philosophy, Politics and Culture, St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Weisberger, J.L. (2004), Native Language and Rendering the Spirit, Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russian)

Borodai, S.Yu. (2020), Language and Cognition: Introduction to Postrelativism, Moscow: Sandra: YaSK Publ. (In Russian)

Whorf, B.L. (1984), Language, Thought and Reality: Selected Writings, Cambridge, MA: MIT Press.

Asoyan, Yu.А. (2008), The Practice of Concepts’ Studies: from “Categories of Culture” to “Conceptosphere” and “Semantics of Concepts”, Kul’turologiia, vol. 1 (44), pp. 5–26. (In Russian)

Stepanov, Yu. S. (1997), The Constants. Disctionary of Russian Culture. A Study, Moscow: Shkola “Iazyki russkoi kul’tury” Publ. (In Russian)

Vorkachov, S.G. (2016), Ex pluribus unum: Lingua-Cultural Concept as Synthetic Formation, Vestnik RUDN, Seriya Lingvistika, vol. 20, no. 2, pp. 17–30. (In Russian)

Wierzbicka, A. (2011), Semantic Universals and “Primitive Thinking”, in: Wierzbicka, A., Semantic Universals and Basic Concepts, Moscow: Iazyki slavianskikh kul’tur Publ., pp. 54–90. (In Russian)

Vasilyev, V.V. (2014), Consciousness and Things: A Sketch of Phenomenalistic Ontology, Moscow: Knizhnyi dom “LIBROKOM” Publ. (In Russian)

Dobzhansky, T. (1959), Evolution, Genetics and Man, New York, London: John Wiley & Sons, Inc, Chapman and Hall, Ltd.

Mesoudi, А. (2019), Cultural Evolution. How Darwinian Theory Can explain Human culture and Synthesize the Social Sciences, Moscow: Izdatel’skii dom “Delo” RANKhiGS Publ. (In Russian)

Lvov, А.А. (2021), The Status of Concept Studies in the Studies of Cultural Evolution, Vestnik Rossiiskogo filosofskogo obshchestva, vol. 3–4 (97–98), pp. 203–220.

De Waal, F. (2018), The Bonobo and the Atheist. In search of Humanism Among the Primates, Moscow: Al’pina non-fikshn Publ. (In Russian)

Groethuysen, B. (1968), The Bourgeois: Catholicism vs. Capitalism in Eighteenth-Century France, New York: Holt, Rinehart and Winston.

Sergeev, K.A. (2007), The Renaissance Foundations of Anthropocentrism, St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Medvedev, I.P. (1976), Byzantine Humanism in 14–15 centuries, Leningrad: Nauka Publ., pp. 171– 241. (In Russian)

Ficino, M. (2020), Platonic Theology on Immortality of Soul in 18 Books, St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Schmitt, C.B. (1966), Perennial Philosophy: From Agostino Steuco to Leibniz, Journal of the History of Ideas, vol. 27, no. 4, pp. 505–532.

Descartes, R. (1989), Collected Works, in 2 vols., vol. 1, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Descartes, R. (2006), Rules for The Direction of the Natural Intelligence, in: Descartes, R., Collected Works, St Petersburg: Nauka Publ., pp. 31–92. (In Russian)

Asmus, V.F. (1956), Descartes, Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo politicheskoi literatury Publ.(In Russian)

Prokopchuk, Yu.V. (2019), Religious-Philosophical Synthesis of Leo Tolstoy and Aldous Huxley, St. Tikhon’s University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies, vol. 83, pp. 47–64. (In Russian)

Huxley, A. (1947), The Perennial Philosophy, London: Chatto & Windus.

Naugle, D.K. (2002), Worldview: The History of a Concept, Grand Rapids: W.B.Eerdmans.

Lvov, A.A (2023), Problematization of the Project of “Perennial Philosophy” by Means of LinguaConceptual Analysis, Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniia, vol. 1(38), pp. 22–27. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.06.2023

Как цитировать

Львов, . А. А. (2023). Проекты «учения о мировоззрении» в свете лингво-концептуального анализа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(2), 261–273. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.205