R. Wipper’s religious myth theory

Авторы

  • Дмитрий Иванович Вебер Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.114

Аннотация

ОТОЗВАНА 05.04.2022 
В связи с нарушением публикационной этики и лицензионного соглашения автором Д.И.Вебером принято решение отозвать статью Вебер, Д.И. (2017). R.Wipper’s religious myth theory. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33 (1), 127–133. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.114. Автор полностью признает свою вину и приносит свои извинения читателям и редакции журнала «Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология».

Исследование посвящено анализу взглядов Роберта Юрьевича Виппера, историка, трудившегося как в России, так и за рубежом, на изучение религии. Можно условно выделить два основных направления исследований Р.Ю.Виппера. Первое — Реформация, в частности кальвинизм, второе — первые века существования христианства. При этом важно заметить, что исследования, касающиеся религиозных и политических событий XVI в., относятся к раннему этапу его деятельности. Формирование Виппера-историка происходило в конце XIX в., в то время когда в научной среде были популярны идеи позитивизма. Дальнейшее развитие его идей о появлении христианства укладывалось в рамки так называемой мифологической школы. Идеи Виппера развивались, изменялось, в частности, его мнение  относительно среды распространения данной религии, однако главный постулат на протяжении нескольких десятилетий, вне зависимости от того, где историк работал в тот момент — в Латвии или СССР, оставался неизменным — фигура Иисуса Христа была мифологической, а не исторической. Влияние на его идеи оказали не только его учителя в лице Ключевского или Герье, но и зарубежные исследователи, ссылки на которых  неоднократно встречаются в его работах, особенно ранних, относящихся к концу XIX — первому десятилетию XX в. Серьезное влияние, безусловно, оказали на Виппера идеи марксизма, что вполне объяснимо для того времени.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература / References

Casey M. Jesus: Evidence and Argument or Mythicist Myths? Bloomsbury T&T Clark 2014. 288 p.

Shakhnovich M. M. Diskussii v kommunisticheskoi akademii i nauka o religii v SSSR (konets 1920- kh — nachalo 1930-kh gg.) [The debate in the Communist Academy and the science of religion in the USSR (1920 end — the beginning of 1930)]. Religiovedenie. Blagoveshchensk Publ. AmGU2015 no. 4 pp. 151–160. (In Russian)

Elbakyan E. The Outline of Religious Studies in Russia: Did Soviet Religious Studies Really Exist?Studying Religions with the Iron Curtain Closed and Opened. The academic Study of Religion in Eastern Europe ed. be Tomas Bubik & Henryk Hoffmann. Leiden Boston Brill2015 pp. 276–314.

Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus: A Critical Study of Its Progress from Reimarus to Wrede. London A. and. C. Black Publ. 1910. 436 p.

Krih S. Metel’ O. Formirovanie marksistskogo podhoda k izucheniiu religioznyh fenomenov v sovetskoi nauchnoi traditsii (1920 — nachalo 1930-h) [Formation of the Marxist approach to the religion studies in the soviet scolars tradition (1920s — beginning of 1930s)]. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo univer-siteta. Series 2. Gumanitarnye nauki. Ekaterinburg Publ. Ural’skogo federal’nogo universiteta2014 no. 3 pp. 256–270. (In Russian)

Grishina N. V. “Shkola O. V. Kliuchevskogo” v istoricheskoi nauke i rossiiskoi kul’ture [O. V. Klyuchevs-kiy’s school in history studies and russian culture]. Chelyabinsk Entsiklopediia 2010. 288 р. (In Russian)

Kostomyasova A. Filosofiia istorii R. Yu. Vippera [Wipper’s philosophy of history]. Veche no. 21. St. Petersburg St. Petersburg University Press2010 pp. 201–205. (In Russian)

Khachaturian N. A. Medievistika v Moskovskom universitete [Medieval studies in Moskow State University]. Dolgoe Srednevekov’e [The long Medieval Ages]. Moscow IVI RAN Publ.2011 pp. 371–403. (In Russian)

Metel’ O. Problema proiskhozhdeniya khristianstva v sovetskoi istoriografii 1940-h godov: vzaimodeistvie “staryh” i “novyh” klassikov [Problems of the origin of Christianity in the Soviet historiography of the 1940s: the interaction of the “old” and “new” classics]. Vestnik Permskogo universiteta. Perm’ Publ. Permskogo Gosudarstvennogo Universiteta2012 no. 3 pp. 165–171. (In Russian)

Wipper R. Vozniknovenie khristianskoi literatury [The origin of a Christian’s literature]. Moscow Len-ingrad AN SSSR Publ. 1946. 287 p. (In Russian)

Wipper R. Istoriia khristianstva materialy vypiski konspekty [History of Christianity materials extracts and summaries]. ARAN [Archive of Russian Academy of Science]. F. 1562. Op. 1. (In Russian)

Wipper R. Vozniknovenie khristianstva [The origin of Christianity]. Moscow Faros 1918. 118 p. (In Russian)

Wipper R. Rim i rannee khristianstvo [Rom and the early Christianity]. Moscow AN SSSR Publ. 1954. 227 p. (In Russian)

Savina A. R. Yu. Wipper o J. Kal’vine. Reviziia obraza “zhenevskogo diktatora” [R. Wipper about J. Calvin. A revision of the image of “the dictator of Geneve”]. Dialog so vremenem [Dialoque with time]. Moscow Akvilon Publ.2012 pp. 258–266. (In Russian)

Опубликован

24.09.2018

Как цитировать

Вебер, Д. И. (2018). R. Wipper’s religious myth theory. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(1), 127–133. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu17.2017.114