Indian Concept of Sound: the “Universal Myth” in India and the West
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.415Аннотация
Индийская концепция звука приобрела популярность на Западе в 1960-х годах и была понята своеобразным образом. На Западе акцентирование аудиального модуса в культуре Индии было сопряжено с противопоставлением его визуальному аспекту, а также в той или иной степени языку, а именно его семантической (в противовес фонической) составляющей, делающей возможными информативную и коммуникативную функции речи. Однако, несмотря на небезосновательность наделения звукового начала особым значением в культуре Индии, упомянутые оппозиции не имеют места в ее рамках. В первом случае визуальная модальность имеет равную степень значимости с аудиальной, в целом же они взаимодополняемы и взаимозаменяемы. Во втором случае преувеличение внеязыковой природы звукового аспекта культуры не видится в числе основополагающих парадигм индийской культуры, где в большинстве случаев звук рассматривается как один из аспектов речи и ее предпосылка. Указанные различия в подходах послужили причиной укрепления мнения о том, что западное прочтение индийской концепции звука является искажением «аутентичных» идей — несовершенная имитация оригинала, заслуживающая исключительно негативной оценки. В данном исследовании делается попытка выхода за пределы этой позиции посредством преодоления тенденции к противопоставлению феноменов, а не поиска их сложной взаимосвязи. Ключом к пониманию западного прочтения концепции является рассмотрение социокультурного контекста Запада эпохи контркультуры, когда заимствованные идеи оказались способными соответствовать культурным запросам принимающей культуры более, чем ее собственные. Концепция звука в Индии и ее западная трансформация трактуются как два самостоятельных «универсальных мифа», каждый из которых играет определенную роль в своей культуре.
Ключевые слова:
культура Индии, музыка Индии, sound studies, звуковая культура, окулярцентризм, контркультура, звук и зрение, язык и музыка, Нада-Брахман
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.