Indian Concept of Sound: the “Universal Myth” in India and the West

Авторы

  • Тигран Гургенович Туманян Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ханна Пашкевич Республика Беларусь, 220017, Минск, ул. Притыцкого, 160

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.415

Аннотация

Индийская концепция звука приобрела популярность на Западе в 1960-х годах и была понята своеобразным образом. На Западе акцентирование аудиального модуса в культуре Индии было сопряжено с противопоставлением его визуальному аспекту, а также в той или иной степени языку, а именно его семантической (в противовес фонической) составляющей, делающей возможными информативную и  коммуникативную функции речи. Однако, несмотря на небезосновательность наделения звукового начала особым значением в культуре Индии, упомянутые оппозиции не имеют места в ее рамках. В первом случае визуальная модальность имеет равную степень значимости с аудиальной, в целом же они взаимодополняемы и взаимозаменяемы. Во втором случае преувеличение внеязыковой природы звукового аспекта культуры не видится в числе основополагающих парадигм индийской культуры, где в большинстве случаев звук рассматривается как один из аспектов речи и ее предпосылка. Указанные различия в подходах послужили причиной укрепления мнения о том, что западное прочтение индийской концепции звука является искажением «аутентичных» идей — несовершенная имитация оригинала, заслуживающая исключительно негативной оценки. В данном исследовании делается попытка выхода за пределы этой позиции посредством преодоления тенденции к противопоставлению феноменов, а не поиска их сложной взаимосвязи. Ключом к  пониманию западного прочтения концепции является рассмотрение социокультурного контекста Запада эпохи контркультуры, когда заимствованные идеи оказались способными соответствовать культурным запросам принимающей культуры более, чем ее собственные. Концепция звука в Индии и ее западная трансформация трактуются как два самостоятельных «универсальных мифа», каждый из которых играет определенную роль в своей культуре.

Ключевые слова:

культура Индии, музыка Индии, sound studies, звуковая культура, окулярцентризм, контркультура, звук и зрение, язык и музыка, Нада-Брахман

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Locke, J. (1836), An Essay Concerning Human Understanding, Oxford: T.Tegg & Son.

Willke, A., and Moebus, O. (2011), Sound and Communication: An Aesthetic Cultural History of Sanskrit Hinduism, Berlin: De Gruyter.

Cassirer, E. (2012), Language and Myth, trans. by Langer, S., North Chelmsford: Courier Corporation.

Berendt, J.-E. (1991), The World is Sound: Nada-Brahma. Music and the Landscape of Consciousness, Rochester: Inner Traditions — Bear & Company

Berendt, J.-E. (1988), The Third Ear: On Listening to the World, Rockport: Element.

Beck, G.L. (1995), Sonic Theology: Hinduism and Sacred Sound, Delhi: Motilal Banarasidass.

Otto, R. (1958), The Idea of the Holy, Oxford: Oxford University Press.

Bolle, K.W. (ed.) (1987), Secrecy in Religions, New York: E.J. Brill.

Staal, F. (1961), Nambudiri Vedic Recitation, ‘s-Gravenhage: Mouton & Co.

Staal, F. (1967), Word Order in Sanskrit and Universal Grammar, Dordrecht: D.Reidel Publishing Company.

Staal, F. (1996), Rituals and Mantras: Rules without Meaning, Delhi: Motilal Banarasidass.

Padoux, A. (1990), Vāc: The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras, Albany: State University of New York Press.

Padoux, A. (1989), “Mantras — What are They?”, in: Understanding Mantras, ed. by Alper, H.P., Albany: State University of New York Press, pp. 295–319.

Wheelock, W.T. (1989), The Mantra in Vedic and Tantric Ritual”, in: Understanding Mantras, ed. by Alper, H.P., Albany: State University of New York Press, pp. 96–123.

Eck, D.L. (1981), Darśan: Seeing the Divine Image in India, 2nd ed., Chicago: Anima Books.

Michell, G. (1977), The Hindu Temple: An Introduction to Its Meaning and Forms, New York: Harper& Row.

Smith, H.D. (1969), Vaiṣṇava Iconography, Madras: Pancaratra Parisodhana Parisad.

Gonda, J. (1963), The Vision of Vedic Poets, The Hague: Mouton & Co.

Gonda, J. (1969), Eye and Gaze in Veda, London: North-Holland Publishing Company

Bṛhaddeśī of Śrī Mataṅga Muni (1992), ed. by Sharma, P. L., New Delhi: Shri Jainendra Press.

Sangīta-Ratnākara of Śarṅgadeva (1978), Sanskrit Text and English Translation with Comments and Notes, vol. 1, trans. by Dr. Shringy, R.K., Delhi: Motilal Banarasidass.

The Vākyapadīya (1971), Classical Text of Cantos I and II [with English Translation, Summary of Ideas and Notes], ed. by Raghavan Pillai, K., Delhi: Motilal Banarasidass.

Lyer, K.A. S. (1965), “Bhartṛhari on Dhvani”, Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute, vol. 46, no. 1/4, pp. 49–65.

Nietzsche, F. (1998), Twilight of the Idols, New York: Oxford University Press.

Spengler, O. (1991), The Decline of the West, New York, Oxford: Oxford University Press.

Rorty, R. (ed.) (1967), The Linguistic Turn. Recent Essays in Philosophical Method, Chicago: University of Chicago Press.

Sterne, J. (2003), The Audible Past: Cultural Origins of Sound Reproduction, Durham: Duke University Press.

Kane, B. (2014), Sound Unseen: Acousmatic Sound in Theory and Practice, Oxford: Oxford University Press.

Feld, S. (1996), “Waterfalls of Song: An Acoustemology of Place Resounding in Bosavi, Papua New Guinea”, in: Senses of Place, eds Feld, S. and Basso, K., Santa Fé: School of American Research Press, pp. 91–135.

Feld, S. (2015), “Acoustemology”, in: Keywords in Sound, eds Novak, D. and Sakakeeny, M., Durham: Duke University Press, pp. 12–21.

Orsini, F., and Butler Schofield, K. (eds) (2015), Tellings and Texts: Music, Literature and Performance in North India, Cambridge: Open Book Publishers.

Aristotle (1975), Categories and de Interpretatione, trans. by Ackrill, J.L., Oxford: Clarendon Press.

Müller, F.M. (1873), Introduction to the Science of Religion: Four Lectures Delivered at the Royal Institution with Two Essays on False Analogies, and the Philosophy of Mytholog, London: Longmans, Green & Co.

Campbell, C. (2015), Easternization of the West: A Thematic Account of Cultural Change in the Modern Era, Abingdon: Routledge.

Huxley, A. (1954), The Doors of Perception, London: Vintage Books.

Farrell, G. (1988), “Reflecting Surfaces: Indian Music in Popular Music and Jazz”, Popular Music,vol. 7, no. 2, pp. 189–205.

Загрузки

Опубликован

24.12.2023

Как цитировать

Туманян, Т. Г., & Пашкевич, Х. . (2023). Indian Concept of Sound: the “Universal Myth” in India and the West. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(4), 786–797. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.415

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)