Ethnosophical Landscape of Gorny Altai

Авторы

  • Анатолий Михайлович Алексеев-Апраксин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Российская федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14; Ивановский государственный университет — филиал в Шуе, Российская Федерация, 155908, Шуя, ул. Кооперативная, 24 https://orcid.org/0000-0002-5009-1110

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.411

Аннотация

Статья посвящена реконструкции этнософского ландшафта Республики Горный Алтай. Основное внимание в  данной работе уделяется рефлексивному этническому самосознанию коренного населения, именующего себя алтай-кижи. Натурные и включенные наблюдения, анализируемые в данной статье, были собраны в ходе культурологической экспедиции на Алтай в  2023  г. Методологической опорой проведенного исследования выступили теории культурного ландшафта, компаративная аналитика и культурологическое обобщение. В статье выявляется специфика объективистского и субъективистского подходов в изучении ландшафтов культуры; отличия религиозного и этнософского мировосприятия. Впервые вводится и обосновывается концепт «этнософский ландшафт», который определяется автором как фундированное этническими традициями и религиозным сознанием пространство воображения, в котором историческая память, творческая саморефлексия и  практическая деятельность направлены на сохранение и  созидание культурной идентичности. Проведенные интервью и  наблюдения позволили автору выявить традиционный, модернистский и  метакультурный этнософские ландшафты. Среди ключевых факторов, определяющих региональную специфику ландшафтов южных алтай-кижи, выделяются: родовая структура, удаленность от цивилизационных центров, кочевой образ жизни, сакрализация природы, ощущение личной связи с природным и культурным наследием. Делается вывод, что теоретическое значение исследования этнософских ландшафтов состоит в  уточнении механизмов сохранения этнической идентичности и трансляции культурной памяти. В свою очередь практическое значение заключается в повышении административной и управленческой эффективности; в установлении плодотворных форм взаимодействия с коренными народами и устранении причин для их обособления; а также в принятии взвешенных решений по сохранению этнокультурного своеобразия российских регионов.

Ключевые слова:

этнософия, алтай-кижи, ойраты, староверы, алтайские казахи, религиозный ландшафт, номадизм, сакральные места, фронтирные территории

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Schlüter, O. (1920), Die Erdkunde in ihrem Verhaltnis zu den Natur- und Geisteswissen-schaften,Geographische Anzeiger, Bd. 21, S. 213–215.

Sauer, C.O. (1925), The Morphology of Landscape, no. 22, Berkeley: University of California press, pp. 19–53.

Ratzel, F. (1882), Antropogeographie, Bd. 1: Grundzüge der Anwendung der Erdkunde aufdie Geschichte, Stuttgart: J.Engelhorn Publ.

Lowental, D. (1975), Past Time, Present Place Landscape and Memory, The Geographical Review, vol. 65, no. 1, pp. 1–36.

Relph, E.C. (1981), Rational Landscape and Humanistic Geography, New York: Barnes & Noble.

Claval, P. (2003), Geographie culturelle. Une nouvelle approche des societies et des milieux, Paris: Armand Collins Publ.

Abachev, V. (2007), Perm et ses myphes, in: Les sites de la memorie russe, vol. 1: Geographie de la memorie russe, Paris: Fayard, pp. 98–111. (In Russian)

Vedenin, Yu. A. (2019), Cultural landscape as a guardian of the Ecumenic memory, Human Being: Image and Essence. Humanitarian Aspects, Periodical peer-reviewed Academic Journal of INION RAS, no. 1(36), pp. 21–37. https://doi.org/10.31249/chel/2019.01.00 (In Russian)

Isachenko, A.G. (2006), Landscape science yesterday and now, Proceedings of the Russian Geographical Society, vol. 38, no. 5, pp. 1–20. (In Russian)

Kaganskiy, V.L. (2013), The Russian Cultural Landscape as an Empire Landscape, International Journal of Cultural Research, no. 2 (11), pp. 5–15. (In Russian)

Kalutskov, V.N. (2020), The conceptualization of geocultural space: theoretical and applied issues, Vestnik of ARHG, no. 9, pp. 25–37. (In Russian)

Kanatieva, N. S. (2023), Transformation of the religious landscape of Old Believers and old Russian sectarianism on the territory of the Lower Volga frontier in the XIX century, Saransk: ASU Publ. (In Russian)

Lavrenova, О.А. (2010), Cultural Landscape as a Metaphor, Russian Journal of Philosophical Science, no. 6, pp. 92–101. (In Russian)

Podoroga, V.А. (2021), Metaphysics of the Landscape: Communicative Culture of the Nineteenth and Twentieth Centuries, Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)

Saushkin, Y.G. (1946), Cultural Landscape, Voprosy geografii, no. 1, pp. 97–106. (In Russian)

Basic texts of the 1972 World Heritage Convention. December 2023 Edition. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization Publ./div>

Dirin, D. and Kuskov, A. (2012), Cultural landscape of Altai Mountain Region, Scholarly almanac “Traditsionnaya kul’tura”, vol. 13, no. 3 (47), pp. 91–102. (In Russian)

Buber, M. (1923), Ich und Du, Leipzig: Insel-Verlag.

Alekseev-Apraksin, A.M. (2011), East in the Culture of St. Petersburg, Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Science, St. Petersburg: SPSU Publ. (In Russian)

Ingold, T. (1993), The Temporality of the Landscape, World Archaeology, vol. 25, no. 2: Conceptions of Time and Ancient Society, Taylor & Francis, pp. 152–174.

Galkova, O.V. and Glazunov, V.V. (2021), The origins of cultural landscape theory in the Anglo-American tradition, Society: Philosophy, History, Culture, no. 9, pp. 80–85. https://doi.org/0.24158/fik.2021.9.14. (In Russian)

Kalutskov, V.N. (2000), Fundamentals of ethnocultural landscape studies, Moscow: MGU Publ. (In Russian)

Malinov, A. (2023), The World Picture of Altai Ethnosophy, International Journal of Cultural Research, no. 1 (50), pp. 33–55. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2023_1_33 (In Russian)

Alekseev-Apraksin, A.M. and Sokolov, B.G. (2023), Metaculture: cluster and network, St. Petersburg: Evrasia Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2024

Как цитировать

Алексеев-Апраксин, А. М. (2024). Ethnosophical Landscape of Gorny Altai. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 703–713. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.411