Коллективное самоубийство крестьян Спасова согласия в эпоху Николая I: микроисторический анализ

Авторы

  • Татьяна Игоревна Хижая Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Российская Федерация, 600000, Владимир, ул. Горького, 87 https://orcid.org/0000-0003-1846-5060

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.315

Аннотация

Статья посвящена анализу и контекстуализации массового суицида, совершенного крестьянами-спасовцами села Копены Саратовской губернии в 1827 г. Источниками послужили неопубликованные архивные документы – судебно-следственные дела, а также исследования саратовского старообрядчества, предпринятые чиновниками, этнографами и представителями духовенства. Для воссоздания максимально полной картины трагедии были привлечены материалы, в которых представлена предыстория копенского самоубийства. В статье предпринята попытка выявить мотивы коллективного самозаклания, некоторые религиозные практики, связанные с ним, расширить представления о малоизученном течении Спасова согласия и о правительственном дискурсе в отношении религиозных диссидентов в начале эпохи Николая I. Причины суицида представляются виде многослойной конструкции. В качестве субстрата выступали эсхатологические настроения, а также примыкающие к ним сотериологические представления старообрядцев, в соответствии с которыми смерть представлялась способом скорого искупления грехов. На них наслаивались тревожные опасения и травматические переживания, связанные с локальным социальным контекстом: ожидание приближающихся гонений на веру, а также страхи и негодования, вызванные преступлениями вотчинных властей. Источники демонстрируют разнообразие практик самоумерщвления, применявшихся спасовцами в начале XIX в., необычные нюансы этих практик, а также наличие в официальной риторике дискурса терпимости и снисхождения к сектантам – наряду с репрессивным. Расследование копенского дела имело масштабные последствия, послужив для местных властей стимулом и поводом для разработки проекта жестких мер в отношении всех старообрядцев, включая поповцев, которые были в конечном счете реализованы.

Ключевые слова:

старообрядцы, беспоповцы, Спасово согласие, коллективное самоубийство, Саратовская губерния

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Соколов, П.С. (1896), Копенские происшествия 1802 и 1827 гг., Христианское чтение, № 9–10, с. 362–379.

Пругавин, А.С. (1885), Самоистребление. Проявление аскетизма и фанатизма в расколе, Русская мысль, кн. 1, с. 77–155.

Варадинов, Н.В. (1863), История министерства внутренних дел, т. 8, СПб.: Тип. М-ва внутр. дел.

Добротворский, И.М. (1861), О самосожигательстве раскольников, Православный собеседник, ч. 1, с. 423–445.

Романова, Е.В. (2012), Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII–XIX веках, СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петерб.

Карташов, В.А. (2023), Религиозные девиации старообрядцев-спасовцев с. Копены Саратовской губернии: историко-социальный контекст (на материалах следственных процессов первой трети XIX в.), Studia Humanitatis, № 3. URL: https://st-hum.ru/en/node/1246 (дата обращения 06.11.2023).

Агеева Е.А., Робсон, Р.Р. и Смилянская, Е.Б. (1997), Старообрядцы спасовцы: пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России XX столетия, Revue des Études Slaves, t. 69, f. 1–2, pp. 101–117.

Зеньковский, С.А. (2006), Русское старообрядчество, в 2 т., сост. Прохоров, Г.М., М.: Институт ДИ-ДИК.

Мальцев, А.И. (2006), Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII — начале XIX в., Новосибирск: Сова.

Бушнелл, Д. (2020), Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок. Спасовки в XVIII–XIX веках, пер. Пуцелло-Бушелл, Л.; М.: Новое литературное обозрение.

Смирнов, П.С. (1903), В бегстве от антихриста. Общая характеристика современной беспоповщины, СПб.: Тип. М.Меркушева.

Плюханова, М.Б. (1985), О некоторых чертах народной эсхатологии в России XVII–XVIII вв., Ученые записки Тартуского университета, т. 645, с. 54–70.

Димитрий Ростовский (1764), Книги житий святых: Март — май, Киев: Тип. Киево-Печерской лавры.

Великие Минеи Четьи. Апрель. Дни 22–30 (1915), М.: Синод. тип.


References

Sokolov, P. S. (1896), Incidents in Kopeny in 1802 and 1827, Khristianskoe сhtenie, no. 9–10, pp. 362–379. (In Russian)

Prugavin, A. S. (1885), Self-destruction. Manifestation of asceticism and fanaticism in Schism, Russkaia mysl’, vol. 1, pp. 77–155. (In Russian)

Varadinov, N.V. (1863), History of the Ministry of the Interior, vol. 8, St. Petersburg: Tipografiia ministerstva vnutrennikh del Publ. (In Russian)

Dobrotvorskii, I.M. (1861), About the self-immolation of schismatics, Pravoslavnyi sobesednik, vol. 1, pp. 423–445. (In Russian)

Romanova, E.V. (2012), The mass self-immolations of Old Believers in Russia in the 17th –19th centuries, St. Petersburg: Evropeiskii universitet v Sankt-Peterburge Publ. (In Russian)

Kartashov, V.A. (2023), Religious deviations of the Old Believers-Spassovites in Kopeny village of the Saratov province: historical and social context (based on the materials of investigative processes in the first third of the 19th century), Studia Humanitatis, no. 3. Available at https://st-hum.ru/en/node/1246 (accessed: 06.11. 2023). (In Russian)

Ageeva, E.A., Robson, R.R. and Smilianskaia, E.B. (1997), Old Believers-Spasovites: ways of popular theology and forms of self-preservation of traditional societies in Russia in the 20th century, Revue des Études Slaves, vol. 69, no. 1–2, pp. 101–117. https://doi.org/10.3406/slave.1997.6390 (In Russian)

Zen’kovskii, S.A. (2006), Russian Old Believers, in 2 vols, comp. by Prokhorov, G.M., Moscow: Institut DI-DIK Publ. (In Russian)

Mal’tsev, A.I. (2006), Old Believers Priestless Covenants in the 18th — early 19th centuries, Novosibirsk: Sova Publ. (In Russian)

Bushnell, J. (2020), Russian Peasant Women Who Refused to Marry: Spasovite Old Believers in the Eighteenth and Nineteenth Centuries, transl. by Putsello-Bushell, L., Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Smirnov, P. S. (1903), In escaping the Antichrist. General characteristics of modern priestlessness, St. Petersburg: Tipografiia M.Merkusheva Publ. (In Russian)

Pliukhanova, M.B. (1985), About some features of folk eschatology in Russia in the 17th –18th centuries, Uchenye zapiski Tartusskogo universiteta, vol. 645, pp. 54–70. (In Russian

Dimitrii Rostovskii (1764), The book of the lives of the saints: March-May, Kiev: Tipografiia KievoPecherskoi lavry Publ. (In Russian)

The Great Menaion Reader. April, days 22–30 (1915), Moscow: Sinodal’naia tipografiia Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Хижая, Т. И. (2024). Коллективное самоубийство крестьян Спасова согласия в эпоху Николая I: микроисторический анализ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(3), 550–563. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.315

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)