Крестьяне «иудейской веры» во Владимирской губернии: феномен «домашнего сектантства» в XIX в.

Авторы

  • Татьяна Игоревна Хижая Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Российская Федерация, 600000, Владимир, ул. Горького, 87

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.116

Аннотация

Статья посвящена уникальной модели религиозного поведения, которое можно назвать сектантством вне конфессиональной общности. Автором был найден архивный документ, отражающий следственное дело, производившееся над крестьянином-субботником, его женой и детьми во Владимирской губернии второй половины XIX в. В этом регионе никогда ранее исследователи не обнаруживали иудействующих. Вводимый в научный оборот источник указывает на существование в одной из владимирских деревень отдельной семьи, исповедующей веру «Моисеева закона». Целью работы является описание и анализ открытого автором феномена. В процессе его изучения использовались разнообразные методы: идеографический, ретроспективный, историко-генетический, синхронный, компаративный, а также метод интерпретации исторических источников и метод каузального анализа. Исследование дела о крестьянине Судогодского уезда Абраме Сатине выявляет, с одной стороны, особенности, типичные для субботничества, а в некоторых случаях — и для других течений русского сектантства. Это библейская основа мировосприятия «жидовствующих», конструирование ими ритуальных практик на основе Ветхого Завета, сочетание тайного соблюдения «Моисеева закона» с формальным исполнением христианских обрядов, отождествление икон с идолами, симпатия к личности Христа, традиционные формы обнаружения своей веры перед властями и др. С другой стороны, «религиозное диссидентство» в границах одной семьи, живущей далеко от коллективов единоверцев, придает описанному случаю уникальный характер. Генезис данного феномена неясен, но можно предположить, что принятие Абрамом Сатиным «Моисеева учения» стало результатом самостоятельного чтения Библии и/или нечастых контактов с иудействующими из других губерний. «Домашнее сектантство» делало семью владимирских крестьян более уязвимой перед лицом властей и соседей-христиан по сравнению с «русскими израильтянами», жившими в полноценных общинах. Этим было, по всей вероятности, и вызвано их обращение в православие, ставшее финалом данной микроистории.

Ключевые слова:

иудействующие, субботники, Моисеев закон, Ветхий Завет, русское сектантство, Владимирская губерния, микроистория

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1431. Оп. 1. Д. 579.

2. Свод законов Российской империи: в 15 т. Т. 15. Кн. 1. СПб., 1857. 964 c.

3. Майнов В. Странная секта // Сборник «Неделя». Русские общественные вопросы. СПб.: Гайдебуров и Конради, 1872. С. 230–253.

4. Хижая Т. И. Христос и Новый Завет в представлениях русских иудействующих (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Православный собеседник. Вып. 1 (21). Казань: Казанская духовная семинария, 2011. С. 126–135.

5. Богословский П. Субботники в селе Каменке // Тамбовские епархиальные ведомости. Приложение. 1878. № 7. С. 1–20.

6. Львов А. Л. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге, 2011. 328 с.

7. Собрание постановлений по части раскола. СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1875. 776 с.

8. Хижая Т. Портреты русских субботников первой трети XIX в.: попытка реконструкции// Труды по еврейской истории и культуре: материалы XXI Международной ежегодной конференции по иудаике. Вып. 50. М.: Сэфер, 2014. С. 221–225.

References

1. The Russian State Archive of Ancient Acts. F. 1431. Op. 1. D. 55.

2. Digest of laws of the Russian Empire (1857), in 15 vols., vol. 15, book 1. St. Petersburg, 1857, 964 p. (In Russian)

3. Mainov, V. A. (1872), “Strange Sect”, Sbornik “Nedelia”. Russkie obshchestvennye voprosy, Gaideburov i Konradi Publ., St. Petersburg, pp. 230–253. (In Russian)

4. Khizhaya, T. I. (2011), Christ and the New Testament as perceived by the Russian Judaizers (1850-ies through the early twentieth century), Pravoslavnyi sobesednik, is. 1 (21), pp. 126–135. (In Russian)

5. Bogoslovskii, P. (1878), The Kamenka village Subbotniks, Tambovskie eparkhial’nye vedomosti, appendix, no. 7, pp. 1–20. (In Russian)

6. Lvov, A. L. (2011), Plough and Pentateuch: Russian Judaizers as textual community, European University at St. Petersburg Press, St. Petersburg, 328 p. (In Russian)

7. Collection of resolutions on the schism (1875), Tipografiia Ministerstva vnutrennikh del Publ., St. Petersburg, 776 p. (In Russian)

8. Khizhaya, T. (2014), “The portrayals of the Russian Subbotniks in the first third of the nineteenth century: an attempt at reconstruction”, in Trudy po evreiskoi istorii i kul’ture, XXI annual international conference on Jewish studies, is. 50, Sefer Publ., Moscow, pp. 221–235. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2020

Как цитировать

Хижая, Т. И. (2020). Крестьяне «иудейской веры» во Владимирской губернии: феномен «домашнего сектантства» в XIX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(1), 196–209. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.116