«НАЧИТАВШИСЬ БИБЛИИ»: К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ ИУДЕЙСТВУЮЩИХ В XIX — НАЧАЛЕ XX В.

  • Татьяна Игоревна Хижая Владимирский государствен- ный университет, 600000, Владимир, ул. Горького, 87;

Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых аспектов саморепрезентации русских иудействующих в XIX — начале XX вв. На протяжении рассматриваемого периода происходило конструирова- ние идентичности последователей «Моисеева закона», основой для которого служили ветхоза- ветные тексты. Религиозный компонент доминировал и в позитивной, и в негативной страте- гиях построения идентичности субботников. Иудаизанты называли себя «евреями» (в библей- ском смысле), «народом Божьим», «пришельцами к Израилю», «потомками Авраама», «десятью израильскими коленами» и т. п. Негативная идентичность приверженцев «Моисеева учения» ре- ализовывалась через сопоставление с современными им евреями и православными. Отношение к иудеям в разных сектантских сообществах варьировалось от враждебного дистанцирования до полного отождествления. Противопоставляя себя православным, иудействующие опериро- вали такими понятиями, как «плен», «язычники» и т. п., соотнося окружавшую их реальность с библейской эсхатологией, топонимикой, этнонимикой. При этом в самосознании части суб- ботников имплицитно присутствовали христианские концепты и идеи. Библиогр. 20 назв.

Ключевые слова:

русские иудействующие, позитивная идентичность, негативная идентичность, Моисеев закон, «пришельцы к Израилю

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Майнов В. Странная секта // Сборник «Неделя». Русские общественные вопросы. СПб.: Гайдебуров и Конради 1872. С. 230–253.

Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 1284. Оп. 195. Д. 23.

РГИА. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 67.

РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5492.

Максимов С. За Кавказом (из дорожных заметок) // Отечественные записки. 1867. № 5. С. 333–353.

К. П. Обряд совершения брака у субботников их моления при погребении умершего и «молебен за Царя и отечество» // Киевские епархиальные ведомости. 1881. № 12. С. 11–14.

Попов К. На молитвенных собраниях у субботников // Странник. 1877. Т. 2. С. 183–211.

Г. В. К истории молоканской (жидовствующей) секты в Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 4. С. 157–171.

Ювачёв И. П. Закавказские сектанты // Исторический вестник. 1904. Январь. С. 167–179.

Костомаров Н. И. Воспоминание о молоканах // Отечественные записки. 1869. № 3. С. 57–78.

Тифлов М. Современное движение между субботниками // Астраханские епархиальные ведомости. 1892. № 21. С. 650–661.

РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8876.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 195. Д. 2.

По закоулкам г. Царёва // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 3. С. 123–136.

Геры и субботники Кубани в описании анонимного ростовского сиониста (осень 1917 г.). Пу- бликация А. Симоновой // Вестник еврейского университета в Москве. 1998. № 1. С. 193–203.

Бондарь С. Д. Секты хлыстов шалопутов духовных христиан старый и новый Израиль и суб- ботников и иудействующих. Пг.: Тип. В. Д. Смирнова 1916. 144 с.

Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества за 1888 год // Астраханские епархи- альные ведомости. 1889. № 20–23. С. 116–201.

Рабинович В. Ю. Положение зиминских субботников в обществе: постановка проблемы // Рос- сия и Восток: взгляд из Сибири. Материалы и тезисы докладов к XI междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та 1998. Т. 1. С. 232–235.

Астырев Н. Субботники в России и Сибири // Северный вестник. 1891. № 6. С. 34–70.

Тифлов М. Из записок и дневников. О переселении сектантов жидовствующих в Палести- ну // Миссионерское обозрение. 1904. № 5. C. 530–537.
Опубликован
2018-11-29
Как цитировать
Хижая, Т. (2018). «НАЧИТАВШИСЬ БИБЛИИ»: К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ ИУДЕЙСТВУЮЩИХ В XIX — НАЧАЛЕ XX В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(4), 150-156. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3027