РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ВЕДОВСТВО»

  • Мария Сергеевна Бахтеева Государственный музей истории религии, Российская Федерация, 190000, Санкт- Петербург, Почтамтская ул., 14/5

Аннотация

В статье рассматриваются религиозно-философские основания репрезентации понятия «ведовство». Ведовство — это явление ментального порядка, многомерный мыслительный конструкт, ставший результатом интеллектуального осмысления такого социального явления, как охота на ведьм, в единстве его разнокачественных аспектов. Основное внимание уделено анализу двух ключевых компонентов ведовства: становлению концепта зла в раннехристиан- ской философии и его влиянию на трансформацию образа ведьмы в культуре европейского Средневековья. Истоки осмысления зла как метафизического концепта восходят к древнегре- ческой философии. В статье представлен краткий анализ эволюции концепта зла в философ- ских системах Парменида, Платона, Плотина, оказавших наибольшее влияние на формирова- ние представлений о зле в христианской традиции. В христианстве в контексте осмысления Бога как Абсолюта, как последней инстанции, несущей всю полноту ответственности за свое творение, вопрос о сущности и причине зла приобретает особую остроту и актуальность. Важ- ный вклад в становление концепта зла внесло философское наследие Тертуллиана, Оригена и Августина. Их учение о зле стало тем импульсом, который обеспечил ведовство фундамен- тальным философским основанием и запустил процесс трансформации понятия. С того мо- мента, как понятие ведовство, пройдя длительный этап своего развития, определяется христи- анскими богословами как ересь, характеризующаяся сознательным отрицанием сложившейся системы христианских ценностей, образ ведьмы обретает свою логическую завершенность. Важный вклад в становление образа ведьмы внесла теологически обоснованная концепция женского несовершенства, берущая начало из интерпретации христианскими богословами события грехопадения. Обвинение женщины в том, что она является главной виновницей первородного греха, определялось самой сутью средневекового миросозерцания, в котором грехопадение осмыслялось как победа телесного над духовным. А поскольку первое отождест- влялось с женским, а второе — с мужским, постольку в этой системе ценностных координат женщина была обречена нести главную ответственность за грех. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова:

зло, дьявол, ведьма, ведовство, охота на ведьм

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература


Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука 1989. Ч. 1. С. 274–298.

Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль 1993. Т. 3. С. 79–420.

Плотин. Первая Эннеада. СПб.: Изд-во О. Абышко 2004. 320 с.

Тертуллиан К. С. Ф. Избр. соч. М.: Прогресс 1994. 448 с.

Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука 1990. С. 132–146.

Ориген. О началах. Самара: РА 1993. 317 c.

Августин Блаженный. О природе блага против манихеев // Церковные историки IV–V вв. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) 2007. С. 76–84.

Блаженный Августин. О граде Божием: в 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1994. Т. 3. 282 с.

Шпренгер Я. Инститорис Г. Молот ведьм. М.: Просвет 1992. 384 с.

Ле Гофф Ж. Трюон Н. История тела в средние века. М.: Текст 2008. 189 с.

Игина Ю. Ф. Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла. СПб.: Алетейя 2009. 332 с.

История тела: в 3 т. Т. 1: От Ренессанса до эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение 2012. 480 с.

Гиффорд Дж. Диалог о ведьмах и колдовстве // Демонология эпохи Возрождения (XVI– XVII вв.). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) 1995. С. 59–148.


References


Parmenid. Fragmenty rannikh grecheskikh fi losofov. Ch. 1 [Th e Texts of Early Greek Philosophy: Th e Complete Fragments. Part 1]. Moscow Naurf Publ.1989 pp. 274–298. (In Russian)

Platon. Gosudarstvo [Th e Republic]. Platon. Sobr. soch.: v 4 t. T. 3 [Works in 4 vols. Vol. 3]. Moscow Mind Publ.1993 pp. 79–420. (In Russian)

Plotin. Pervaia Enneada [Th e fi rst Ennead]. St. Petersburg: Publishing house of O. Abyshko 2004. 320 p. (In Russian)

Tertullian K. S. F. Izbr. soch [Selected works of Tertullian]. Moscow: Progress Publ. 1994. 448 p. (In Russian)

Ginzburg K. Obraz shabasha ved’m i ego istoki [Th e image of the Sabbath and its genesis]. Odissei. Chelovek v istorii [Odysseus. Man in the History]. Moscow1990 pp. 132–146. (In Russian)

Origen. O nachalakh [On the basis]. Samara RA 1993. 317 p. (In Russian)

Avgustin Blazhennyi. O prirode blaga protiv manikheev [Concerning the Nature of Good Against the Manichaeans]. Tserkovnye istoriki IV–V vv. [Church historians IV–V centuries]. Moscow ROSSPEN2007 pp. 76–84. (In Russian)

Blazhennyi Avgustin. O grade Bozhiem: v 4 t. T. 3 [City of God: 22 books in 4 vols. Vol. 3]. Moscow Publishing house of Holy-Transfi guration Valaam Monastery 1994. 282 p. (In Russian)

Shprenger Ia. Institoris G. Molot ved’m [Th e Malleus Malefi carum]. Moscow Clear Publ. 1992. 384 p. (In Russian)

Le Goff Zh. Triuon N. Istoriia tela v srednie veka [Th e History of body in the Middle Ages]. Moscow Text Publ. 2008. 189 p. (In Russian)

Igina Iu. F. Vedovstvo i ved’my v Anglii: Antropologiia zla [Witchcraft and witches in England: anthropology of evil]. St. Petersburg Aletheia Publ. 2009. 332 p. (In Russian)

Istoriia tela: v 3 t. T. 1: Ot Renessansa do epokhi Prosveshcheniia [Th e History of body in 3 parts. P. 1: from the Renaissance to the Enlightenment]. Moscow New Literary Observer Publ. 2012. 480 p. (In Russian)

Giff ord Dzh. Dialog o ved’makh i koldovstve [Dialogue Concerning Witches and Witchcraft ]. Demonologiia epokhi Vozrozhdeniia (XVI–XVII vv.) [Demonology of the Renaissance (XVI–XVII centuries)]. Moscow1995 pp. 59–148. (In Russian)
Опубликован
2018-10-07
Как цитировать
Бахтеева, М. (2018). РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ВЕДОВСТВО». Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 32(3), 103-111. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.313