ПОД ЗНАКОМ СИНТЕЗА. НИЦШЕ И РОМАНТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ*
Аннотация
Радикализация образа человека в рассматриваемых произведениях Ницше («Рождение тра- гедии», «Казус Вагнер», «Веселая наука», «Ecce Homo», «Воля к власти») имеет своим источни- ком романтическую идею синтеза чувственного и сверхчувственного начал. Отправной пункт, из которого европейская культура Нового времени начинает свое движение вспять к архаиче- скому мифу, Ницше обозначает с помощью метафоры, подсказанной ему романтиками: «Бог мертв». Обращаясь к экстремальным формам человеческой трансгрессивности, Ницше вслед за романтиками развертывает диалектику дезинтеграции и преображения секуляризованной лич- ности в условиях кризиса религиозного сознания. Признаками ницшеанского экстремального человека являются обостренная авторефлексия, сознание проблематичности, несостоятельно- сти и транзитивности господствующей духовной ситуации. Гордость декадента питается пафо- сом жертвенного, хотя и негативного служения неведомому будущему. На языке Ницше дека- дент — это не только последний человек, но последний человек, который хочет своей гибели во имя грядущего сверхчеловека.
Ключевые слова:
антропология, декаданс, игра, нигилизм, мистическое сознание, трагический миф, трансгрессия, человек-художник, эстетический феномен, теозис
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.