НАСЛАЖДЕНИЕ СВОБОДОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЫБОРА. «ТИП СПАСИТЕЛЯ» У НИЦШЕ*

  • Вернер Штегмайер Институт философии Грейфсвальдского университета им. Эрнста Морица Арндта, Германия, 17489, Greifswald, Baderstraße 6/7;

Аннотация

Тема статьи — «расплывающееся в символическом и непонятном» бытие, которое Ницше в «Антихристе» приписывает «типу Спасителя». Автор показывает возможности человеческого выбора в ситуации нигилизма, страха, отчаяния и полной дезориентации. «Тип Спасителя» воо- душевляет настолько сильно, что он был и будет истинным подобием Сына Божия. Философски говоря, «тип Спасителя» есть в актуальном смысле «антиреалист». Он не принимает, согласно Ницше, никакие «реалии» за гранью символов и знаков языка. Он отдается языку полностью, не давая языку себя соблазнить. Ибо для него не существует видимой реальности, от которой язык мог бы его отвести. Основной тезис данной статьи заключается в том, что Ницше в посвящен- ных типу Спасителя пассажах «Антихриста» (фрагменты № 28–35) агрессивно борется с христи- анством и закладывает основные черты будущей структуралистской теории знака, конструкти- вистской теории познания, антиметафизической философии знака и философии выбора.

Ключевые слова:

Ницше, тип Спасителя (Typus Jesus), выбор человека, нигилизм, антиреализм

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Stegmaier W. Art. Friedrich Nietzsche, Der Antichrist // Küchlein M. (Hg.). Werklexikon der Religionsphilosophie und Religionskritik. Stuttgart: Kröner (в печати).

Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: сб. / пер. с нем. Минск: Попурри, 1997. 624 с.

Ницще Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Ин-т философии РАН. Т. 11: Черновики и на- броски 1884–1885 гг. / пер. с нем. В. Д. Седельника; науч. ред. А. Г. Жаворонков. М.: Культурная рево- люция, 2012. 688 с.

Benz E. Nietzsches Ideen zur Geschichte des Christentums und der Kirche. Leiden: E. J. Brill, 1956.180 S.

Biser E. Nietzsche — Zerstörer oder Erneuerer des Christentums? Darmstadt: Wissenschaft liche Buechergesellschaft , 2002. 176 S.

Mourkojannis D. Ethik der Lebenskunst. Zur Nietzsche-Rezeption in der evangelischen Th eologie. Münster: LIT-Verlag, 2000. 240 S.

Willers U. (Hg.). Th eodizee im Zeichen des Dionysos. Nietzsches Fragen jenseits von Moral und Religion. Münster; Hamburg; London: de Grueter, 2003. 310 S.

Grün A. Jenseits? Nietzsches Religionskritik revisited. Zum Stand der Forschung in Sachen Nietzsche und die christliche Religion // Nietzsche-Studien. 2005. Vol. 34. S. 375–408.

Figl J. Tod Gottes‘ und die Möglichkeit, neuer Götter‘// Nietzsche-Studien. 2000. Vol. 29. S. 82–101.

Pestalozzi K. „Hier ist die Aussicht frei, der Geist erhoben.“ Nietzsche liest Goethe // Nietzsche-Studien. 2012. Vol. 41. S. 17–42.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Номо: сб. / пер. с нем. Минск: Попурри, 1997. 544 с.

Salaquarda J. Der Antichrist // Nietzsche-Studien. 1973. Vol. 2. S. 91–136.

Montinari M. Kommentar zur Kritischen Studienausgabe // Nietzsche F. Sämtliche Werke: Kritische Studienausgabe: in 15 Bänden. Bd 14. München: Deutscher Taschenbuch Verlag de Gruyter, 1980. S. 37–774.

Havemann D. Der ‚Apostel der Rache‘. Nietzsches Paulusdeutung. Berlin; New York: de Grueter, 2002. 260 S.

Stegmaier W. Philosophie der Fluktuanz. Dilthey und Nietzsche. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992. 413 S.

Schank G. Dionysos gegen den Gekreuzigten. Eine philologische und philosophische Studie zu Nietzsches „Ecce homo”. Bern: Peter Lang, 1993. 318 S.

Sommer A. U. Friedrich Nietzsches „Der Antichrist“. Ein philosophisch-historischer Kommentar. Basel: Schwabe & Co Verlag, 2000. 410 S.

Morillas A. und J. Der ‚Idiot‘ bei Nietzsche und bei Dostoevskij. Geschichte eines Irrtums // Nietzsche- Studien. 2012. Vol. 41. S. 344–354.

Stellino P. Jesus als ‚Idiot‘. Ein Vergleich zwischen Nietzsches Der Antichrist und Dostoewskijs Der Idiot // Nietzscheforschung. 2007. Vol. 14. S. 203–210.

Poljakova E. Diff erente Plausibilitäten. Kant und Nietzsche, Tolstoi und Dostojewski über Vernunft , Moral und Kunst. Berlin; Boston: de Grueter, 2013. 245 S.

Johnson D. R. Modern vs. Ancient Science: Discussing Maudemarie Clark’s Nietzsche on Truth and Philosophy // Nietzsche-Studien. 2013. Vol. 42. Р. 243–255.

Nietzsches Zukunft in der Gegenwart. Grundfragen der Nietzsche-Forschung. Konferenz des Wissenschaft lichen Beirats der Nietzsche-Studien mit Nachwuchswissenschaft ler(inne)n in der Nietzsche-Forschung auf der Insel Hiddensee bei Greifswald am 16./17. April 2013 // Nietzsche-Studien. 2014. Vol. 43 (в печати).

Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Ин-т философии РАН. Т. 13 : Черновики и на- броски 1887–1889 гг. / пер. с нем. В. М. Бакусева, А. В. Гараджи; науч. ред. С. В. Казачков. М.: Культур- ная революция, 2006. 654 с.

Stegmaier W. Philosophie der Orientierung. Berlin; New York: de Grueter, 2008. 804 S.

Tongeren P. van. Het Europese nihilisme. Friedrich Nietzsche over een dreiging die niemand schijnt te deren. Nijmegen: Vantilt, 2012. 308 S.

Ницще Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Ин-т философии РАН. Т. 12: Черновики и на- броски 1885–1887 гг. / пер. с нем. В. М. Бакусева; науч. ред. С. В. Казачков. М.: Культурная революция, 2005. 560 с.

Stegmaier W. Nietzsches Befreiung der Philosophie. Kontextuelle Interpretation des V. Buchs der Fröhlichen Wissenschaft . Berlin; Boston: de Grueter, 2012. 754 S.

Stegmaier W. Schicksal Nietzsche? Zu Nietzsches Selbsteinschätzung als Schicksal der Philosophie und der Menschheit (Ecce homo, Warum ich ein Schicksal bin 1) // Nietzsche-Studien. 2008. Vol. 37. S. 62– 114.

Ницше Ф. Весёлая наука // Соч.: в 2 т. / под ред. К. А. Свасьяна; пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 829 с.

Stegmaier W. Wie leben wir mit dem Nihilismus? Nietzsches Nihilismus aus der Sicht einer aktuellen Philosophie der Orientierung// Tijdschrift voor Filosofi e 2012. Vol. 74. S. 319–338.

Zibis A.-M. Die Tugend des Mutes. Nietzsches Lehre von der Tapferkeit. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2007. 312 S.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров или как философствовать молотом. О философах. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 384 с.

Simon J. Philosophie des Zeichens. Berlin; New York: de Grueter, 1989. 231 S.

Stegmaier W. Nietzsches Zeichen // Nietzsche-Studien. 2000. Vol. 29. S. 41–69.

Detering H. Der Antichrist und der Gekreuzigte. Friedrich Nietzsches letzte Texte. Göttingen: Wallstein, 2010. 289 S.

Ницше Ф. Утренняя заря. Переоценка всего ценного. Веселая наука. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 912 с.

Stegmaier W. Nietzsches Kritik der Toleranz // Enders C., Kahlo М. (Hg.). Toleranz als Ordnungsprinzip? Die moderne Bürgergesellschaft zwischen Off enheit und Selbstaufgabe. Paderborn: Mentis, 2007. S. 195–206.

Stegmaier W. Diesseits von Realismus und Anti-Realismus: Die Realität der Orientierung // Heinrich E., Schönecker D. (Hg.). Wirklichkeit und Wahrnehmung des Heiligen, Schönen und Guten. Paderborn: Mentis, 2011. S. 39–46.
Опубликован
2018-11-25
Как цитировать
Штегмайер, В. (2018). НАСЛАЖДЕНИЕ СВОБОДОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЫБОРА. «ТИП СПАСИТЕЛЯ» У НИЦШЕ*. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 31(1), 157-168. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/2940