ВЕРА И ЗНАНИЕ: НАСЛЕДИЕ КАНТА В ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКЕ СЕГОДНЯ

  • Эдуард Федорович Караваев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Рассмотрение заявленной в названии статьи темы начинается с обсуждения знаменитого афоризма Канта: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере». В «Критике чистого разума» (Раздел «О мнении, знании и вере») он определяет три градации субъективной уверенности в достоверности наших суждений: мнение, убеждение (или вера) и знание. Пред- ставляется, что философ вовсе не ограничивал знание, а напротив, даже ставил его выше веры. Разумеется, мы должны отдать должное кантовской иронии. В самом деле, в том же парагра- фе, где находится названный афоризм, имеется многозначительное упоминание о «сократиче- ском методе». Но «гадать над стилем» — дело малопродуктивное. К тому же нетрудно увидеть в афоризме Канта вполне позитивное содержание, касающееся градаций между мнением, верой и знанием. Мы обнаруживаем здесь отклонение от ранее заявленной Кантом ошибочной оценки логики, которая будто бы не смогла сделать ни шага вперёд после Аристотеля и является полно- стью завершённой: теперь Кант пишет, что нам не следует отделять использование суждений, принимаемых посредством веры и являющихся просто «вероятностными», от аналитической части логики. Сегодня — с помощью отношения индуцируемости между суждениями — можно, воспользовавшись средствами символической логики и теории вероятностей, изложить при- ведённые кантовские мысли более отчётливо. Библиогр. 8 назв. Ил. 2.

Ключевые слова:

принятие истинности суждения, мнение, вера, знание, вероятность, объективная достаточность, субъективная достаточность, логика, гипотеза

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль 1994. 592 с.

Гулыга А. В. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука 1980. С. 5–42.

Stevenson L. Opinion belief or faith and knowledge // Kantian Review. 2003. Vol. 7 No 1. P. 72–101.

St. Th omas Aquinas. Summa Th eologiae. Vol. 31 (2a 2ae.1–7). Faith. New York: Cambridge University Press 2006. 245 р.

Кант И. Логика. Пособие к лекциям. 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука 1980.319–444.

Jeff rey R. C. Th e Logic of Decision. Chicago; London: University of Сhicago Press 1983. 231 р.

Kahneman D. Tversky A. Subjective probability: a judgement of representativeness // Cognitive Psychology. 1972. Vol. 3 Iss 3. P. 430–454.

Atkinson D. Peijnenburg J. Probability all the way up // Synthese. 2006. Vol. 153 No 2. P. 187–197.
Опубликован
2018-11-27
Как цитировать
Караваев, Э. (2018). ВЕРА И ЗНАНИЕ: НАСЛЕДИЕ КАНТА В ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКЕ СЕГОДНЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(3), 5-15. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/2960