ЛОГИКА И ГЕНЕЗИС НАУЧНОЙ ТЕОРИИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ "УМОЗРИТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ" В. П. БРАНСКОГО

  • Эдуард Федорович Караваев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В данной статье рассматривается концепция «умозрительного уровня познания», разработанная В. П. Бранским и суммирующая его предшествующее философско-методологическое изучение колоссального по объему материала современной физики (особенно по теории элементарных частиц). История теоретической физики убедительно свидетельствует в пользу того, что исходные понятия новой фундаментальной теории нельзя получить путем просто индуктивного обобщения опытных данных. Нельзя также их получить - с помощью дедукции - из старых теоретических понятий. А между тем в реальной истории физики (и науки в целом) такие идеи нет-нет и выдвигаются. Ведь без них невозможно предложить теоретическое объяснение новых открытых явлений: без них нет адекватного отражения объективной сущности этих явлений, которая по своему содержанию с ними не совпадает (хотя, очевидно, по способу существования от них неотделима). Имеет место активность познания: умозрительный характер абстрактных теоретических понятий и «наглядных», с точки зрения нашего (макроскопического) опыта, теоретических представлений отнюдь не исчерпывается пассивным отражением объективной реальности. Умозрительные конструкты, которые создает теоретик, не являются тождественными той реальности, для познания которой они создаются. В случае успеха конструкт, не совпадая с объектом реальности по способу существования, может отражать сущность класса сходных явлений или конкретные проявления этой сущности в виде новых явлений. Одним из основных творческих действий, ведущим к получению новых идей, оказывается выбор (селекция). Теоретическое знание становится истинным в пределах фиксированной предметной области и фиксированной чувствительности приборов, если предсказываемое им новое эмпирическое знание (в тех же пределах) согласуется с экспериментом. Проверка означает выяснение границ применимости теоретического знания. В статье рассматривается один исторический эпизод, связанный с именем Н. Бора и касающийся генезиса конструктов «умозрительного уровня». Некоторые авторы его образное высказывание о том, что теория не кажется ему верной, если она не является «достаточно сумасшедшей», истолковывают как выступление против логики. Однако Бор имел в виду, что предлагаемая теория должна крайне существенно (до «сумасшествия»!) отличаться от существующих взглядов и теорий в данной научной области. И вполне ясно, что содержание такого отличия (или отличий) нельзя различить без логики. Равным образом соответствие или несоответствие проверяемой теории содержанию данных опыта нельзя установить без логики. В заключение в статье рассматривается пример того, как концепция «умозрительного уровня познания», В. П. Бранского, позволяет продвинуться в разработке оснований концепции синергетики.

Ключевые слова:

исследование,, умозрительный теоретический уровень,, теория элементарных частиц, индуктивное обобщение, дедукция, умозрительный конструкт, сущность, явление,, логика, синергетика

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература

Бранский В. П. Теория элементарных частиц как объект методологического исследования. 2-е изд, испр. М.: КомКнига, 2005. 257 c.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4 т. М.: Наука, 1967. Т. 4. 600 c.

Эйнштейн А. О методе теоретической физики // Эйнштейн А. Физика и реальность: сборник статей. М.: Наука, 1965. С. 61–66.

Гелл-Манн М. Вопросы на будущее // Фундаментальная структура материи / под ред. Д. Малви. М.: Мир, 1984. С. 265–290.

Dyson Freeman J. Innovation in Physics // Scientific American. 1958. Vol. 199, N 3. P. 74–83.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. 846 c.

Спиерс Р. А. Словарь американского сленга. М.: Русский язык, 1991. 528 c.

Haken H. Synergetics. An Introduction. Nonequilibrium Phase Transitions and Self-Organization in Physics, Chemistry and Biology. 2nd enlarged ed. Berlin; Heidelberg; New York: Springer-Verlag, 1978. xii + 325 p.

Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 406 с.

Feynman R. The Character of Physical Law. A series of lectures, recorded by the BBC at Cornell University, U.S.A. London: Cox and Wyman Ltd., 1965. 173 p.

Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Мир, 1985. 232 с.


References

Branskii V. P. Teoriia elementarnykh chastits kak ob”ekt metodologicheskogo issledovaniia [Elementary particles theory as an object of methodological research] , 2nd ed., revised. Moscow, KomKniga Publ., 2005. 257 p. (In Russian)

Einshtein A. Sobranie nauchnykh trudov [Collection of scientific works] , in 4 vols. Vol. 4. Moscow, Nauka, Moscow, 1967. 600 p. (In Russian)

Einshtein A. O metode teoreticheskoi fiziki [On the method of theoretical physics]. Einshtein A. Fizika i real’nost’ [Physics and reality], Digest of articles. Moscow, Nauka, 1965, pp. 61–66. (In Russian)

Gell-Mann M. Voprosy na budushchee [Questions for the future]. Fundamental’naia struktura materii [Fundamental structure of matter] . Moscow, Mir Publ., 1984, pp. 265–290. (In Russian)

Dyson Freeman J. Innovation in Physics. Scientific American, 1958, vol. 199, no. 3, pp. 74–83.

Ozhegov S. I. Slovar’ russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language] . Moscow, Sovetskaia entsiklopediia, 1973. 846 p. (In Russian)

Spears R. A. Dictionary of American Slang, Special ed. Moscow, Russkii iazyk, 1991. 528 p.

Haken H. Synergetics, An Introduction, Nonequilibrium Phase Transitions and Self-Organization in Physics, Chemistry and Biology. 2nd ed. Berlin, Heidelberg, New York, Springer Verlag, 1978. xii + 325 p.

Haken H. Sinergetika [Synergetics] . Moscow, Mir, 1980. 406 p. (In Russian)

Feynman R. The Character of Physical Law, A series of lectures, recorded by the BBC at Cornell University, U.S.A. London, Cox and Wyman Ltd., 1965. 173 p.

Feynman R. Kharakter fizicheskikh zakonov [The Character of Physical Law] . Moscow, Mir, 1985. 232 p. (In Russian)
Опубликован
2018-12-07
Как цитировать
Караваев, Э. (2018). ЛОГИКА И ГЕНЕЗИС НАУЧНОЙ ТЕОРИИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ "УМОЗРИТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ" В. П. БРАНСКОГО. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(3). https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.303