МОРАЛЬ КАК ЗНАНИЕ В ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

  • Олег Эрнестович Душин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматривается инновационный дух XIII столетия, связанный с распространени- ем латинского корпуса философских трактатов Аристотеля и дискуссиями вокруг адекватного прочтения его наследия. Преподаватели философии Парижского университета во главе с Сиге- ром Брабантским и Боэцием Дакийским настаивали на особой позиции философа в обществе и мире. Фома Аквинский, с другой стороны, развивает моральную доктрину, связанную с регу- ляцией повседневной жизни обычных верующих. Рассматривая этическое учение Фомы Аквинского, автор подчеркивает, что для средневеко- вого мыслителя принципиальное значение приобрели логические процедуры и дискурсивные практики рассуждений при принятии нравственных решений. В этом смысле он унаследовал и развил теоретические установки Аристотеля, а его этика отражала становление традиций средневековой городской культуры. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова:

мораль, этика, Аристотель, аристотелизм, Фома Аквинский, воля, интеллект

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Dod B. G. Aristoteles Latinus // Th e Cambridge History of Later Medieval Philosophy: From the Rediscovery of Aristotle to the Disintegration of Scholasticism 1100–1600 / eds N. Kretzmann A. Kenny J. Pinborg E. Stump. Cambridge; New York: Cambridge University Press 1982. P. 45–79.

Боэций Дакийский. О высшем благе или о жизни философа // Боэций Дакийский. Сочинения. М.: УРСС 2001. С. 135–151.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета 2000. 328 с.

Бурдье П. От «королевского дома» к государственному интересу: модель происхождения бю- рократического поля // Социоанализ Пьера Бурдье. СПб.: Алетейя 2001. С. 141–178.

Jordan M. D. Th eology and Philosophy // Th e Cambridge Companion to Aquinas / eds N. Kretzmann E. Stump. Cambridge; New York: Cambridge University Press 1995. P. 232–251.

Henle P. J. Background for St. Th omas’s Treatise on Law // Saint Th omas Aquinas. Th e Treatise on Law [Summa Th eologiae I–II Q. 90–97] / ed. by P. J. Henle. Notre Dame Ind.: University of Notre-Dame Press 1993. P. 55–120.

McGrade A. S. Ethics and Politics as Practical Sciences // Acta Philosophica Fennica. 1990. Vol. 48. P. 198–220. (Knowledge and the Sciences in Medieval Philosophy. Proceedings of the Eighth International Congress of Medieval Philosophy. Vol. I / eds M. Asztalos J. E. Murdoch I. Niiniluoto).

Майоров Г. Г. Дунс Скот как метафизик // Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное. М.: Из- дательство Францисканцев 2001. С. 28–83.

Фома Аквинский. Сумма Теологии. Т. III. Первая часть второй части. Вопросы 1–67 / пер. с лат. А. В. Апполонова. М.: Сигнум Веритатис 2008. 752 с.

De Malo of Th omas Aquinas / ed. by B. Davies. Oxford; New York: Oxford University Press 2001. 986 p.

Tentler T. N. Sin and Confession on the Eve of the Reformation. Princeton N. J.: Princeton University Press 1977. 395 p.

Фома Аквинский. Сумма Теологии. Т. IV. Первая часть второй части. Вопросы 68–114 / пер. с лат. А. В. Апполонова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» 2012. 688 с.

Armstrong R. A. Primary and Secondary Precepts in Th omistic Natural Law Teaching. Th e Hague: Martinus Nijhoff 1966. 198 p.

Свежавски С. Святой Фома прочитанный заново // Символ. 1995 (июль). № 33. С. 7–184.

Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / пер. с нем. М.: Наука 1994. 443 с.
Опубликован
2018-11-29
Как цитировать
Душин, О. (2018). МОРАЛЬ КАК ЗНАНИЕ В ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(4), 54-59. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3014