КРАТКИЙ ОЧЕРК ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ВЕРОВАНИЙ И РИТУАЛОВ В КИТАЕ ЭПОХИ ТАН (618–907)

  • Александр Дмитриевич Зельницкий Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Эпоха Тан — это эпоха, когда в Китае происходит воссоздание имперских институтов и фор- мирование сбалансированной системы отношений государства и трех важнейших религиозных традиций: конфуцианства, даосизма и буддизма. При этом форма взаимодействия государства и религии берется из конфуцианской традиции, а даосизм и буддизм рассматриваются как тра- диции в значительной степени изоморфные. Тем не менее приоритет отдается даосизму как уче- нию, связанному с предком династии. Кроме того, даосизм и буддизм используются властью как инструменты формирования системы «дозволенных» культов. Это проявилось в практике «пожалования титулов» местным божествам, а также в непосредственном участии императоров в формировании отдельных культов.

Ключевые слова:

Китай, Тан, буддизм, даосизм, конфуцианство, религия, религиозная политика, имперские институты

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Ши Шу. Проблемы проникновения и начального этапа существования в Китае христианства и ислама в китайской науке ХХ века: дис. … канд. филос. наук. СПб. 2006. 155 с.

Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Лань 1998. 446 с.

Филонов С. В. Золотые книги нефритовые письмена. Даосские письменные памятники III–VI веков. СПб: Петербургское Востоковедение 2011. 656 с.

Kohn L. God of the Dao. Lord Lao in History and Mith. Michigan: Center for Chinese Studies the University of Michigan Ann Arbor 1998. 390 р.

Mollier C. Une apocalypse taoïste du Ve siècle. Le livre des incantation divine des grottes abyssales. Paris: Collège de France Institut des hautes études chinoises 1990. 239 р.

Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Восточная литература 1999. 278 с.

Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Т. 4 / пер. с кит. вступ. ст. комм. прил. Р. В. Вяткина. М.: Наука 1986. 453 с.

Баргачева В. Н. Кравцова М. Е. Фэн шань // Духовная культура Китая. Энциклопедия: в 5 т. Т. 2 / гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Восточная литература 2007. С. 653–654.

Мартынов А. С. Государство и религия на Дальнем Востоке (вместо предисловия) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука 1987. С. 3–46.

Maspero A. Le taoisme et les religions chinoises. Paris: Gallimar 1971. 661 р.

Ching J. Mysticisme and kingship in China. Th e heart of Chinese Wisdom. Cambridge: Cambridge University Press 1997. 324 р.

Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») цзюани 1–8 / пер. с кит. введ. и комм. В. М. Рыбакова. СПб: Петербургское Востоковедение 1999. 376 с.

Рыбаков В. М. Введение // Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и»)цзюани 1–8 / пер.с кит. введ. и комм. В. М. Рыбакова. СПб.: Петербургское Востоковедение 1999.С. 7–74.

Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») цзюани 9–16 / пер. с кит. комм. В. М. Рыбакова. СПб: Петербургское Востоковедение 2001. 301 с.

Кравцова М. Е. Буддизм как социальный и культурный феномен китайского общества // Религии Китая. СПб.: Евразия 2001. С. 139–170.

Adamek W. L. Th e Mystique of Transmission: On a Early Chan History and Its Contexts. New York: Columbia University Press 2007. 595 р.

Maspero A. Le taoisme. Melange postume sur les religions et l’histoire de la Chine. Paris: Civilisation du Sud 1950. 283 р.

Benn Ch. Religious Aspects of Imperor Hsuan-tsung’s Taoist Ideology // Buddhist and Taoist Practice in Medieval Chinese Society / ed. by David W. Chappell. Honolulu: University of Hawaii Press 1987. P. 127–146. 75

Twitchett D. Hsüan-tsung // Th e Cambridge History of China. Vol. 3. Sui and T’ang China Part 1 (589–906) / ed. by D. Twitchett. New York: Cambridge University Press 2007. P. 346–463.

Xiong V. Ritual Innovations and Taoism under Tang Xuanzong // T’oung Pao Second Series. 1996. Vol. 82 Fasс. 4/5. P. 258–316.

Delby M. T. Court politics in late T’ang times // The Cambridge History of China. Vol. 3. Sui and T’ang China Part 1 (589–906) / ed. by D. Twitchett. New York: Cambridge University Press 2007. P. 561–682.

Hansen V. Gods of Walls: A Case of Indian Infl uence on Chinese Lay Religion? // Religion and Society in T’ang and Sung China / eds P. B. Ebrey Peter N. Gregory. Honolulu: University of Hawaii Press 1993. P. 75–115.

Strickmann M. Le taoism du Maochan. Chronique d’un revelation. Paris: Collège de France 1981. 279 р.

Éliasberg D. Le roman du pourfedeur du démons. Paris: Collè ge de France Institut des hautes é tudes chinoises 1976.
Опубликован
2018-12-01
Как цитировать
Зельницкий, А. (2018). КРАТКИЙ ОЧЕРК ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ВЕРОВАНИЙ И РИТУАЛОВ В КИТАЕ ЭПОХИ ТАН (618–907). Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(1), 65-75. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3074