«Правильный ритуал Сердца Небес» ( Тянь синь чжэн фа ): история, содержание и место в даосизме X–XIII вв.

Авторы

  • Ирина Витальевна Белая
  • Александр Дмитриевич Зельницкий Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.413

Аннотация

В статье рассматривается история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960–1279) – школы Сердца Небес (Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности стала специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в.

Цель исследования – дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотреть историю возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дать оценку роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделить доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотреть содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявить алгоритм его проведения.

В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу солнца, луны и созвездия Большой медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами – источником бед и болезней, к трем божествам-генералам Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тяньсинь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.

Ключевые слова:

Китай, даосизм, школа Сердца Небес, Правильный ритуал Сердца Небес, Тянь синь чжэн фа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Филонов С. В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские письменные памятники III–VI вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 656 с.

Филонов С. В. Концепт «искупления вины» и его категориальный тезаурус в ранних даосских религиозных сочинениях // JINSHU.AMURSU.RU: Золотые книги и нефритовые письмена: персональные страницы Сергея Филонова. 2015. URL: https://jinshu.amursu.ru/images/pdf/SF_2015_02.pdf (дата обращения: 07.11.2017).

Skar L. Ritual Movement, Deity Cults, and the Transformation of Daoism in Song and Yuan Times // Daoism Handbook: in 2 vols. / ed. by Kohn L. Boston; Leiden: Brill, 2004. Vol. I. P. 413–465.

Matsumoto Kôichi. Daoism and Popular Religion in the Song // Modern Chinese Religion: in 2 vols. Song—Liao—Jin—Yuan (960–1368 AD) / ed. by Lagerwey J., Marsone P. Leiden; Boston: Brill, 2015. Vol. I. P. 285–327.

Филонов С. В. Введение в даологию: учебное пособие. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2010. 184 с.

Andersen P. Heisha // The Encyclopedia of Taoism: in 2 vols. / ed. by Pregadio F. London; New York: Routledge, 2008. Vol. I. P. 478–479.

Yamada Toshiaki . Tianpeng zhou // The Encyclopedia of Taoism: in 2 vols. / ed. by Pregadio F. London; New York: Routledge, 2008. Vol. II. P. 979.

Юань Мяо-цзун 元妙宗. Тайное и наиважнейшее из наиболее подлинного, [полученного] от Высочайшего, для помощи стране и спасения людей (Тай шан чжу го цзю минь цзун чжэнь би яо 太上助國救民總真秘要) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан 中华道藏): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 北京: 华夏出版社,2004. Т. 30. С. 313–386.

Дэн Ю-гун 登有功. Правильный ритуал Сердца Небес [по традиции учения] Высшей чистоты (Шанцин тянь синь чжэн фа 上清天心正法) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан 中华道藏): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 北京: 华夏出版社, 2004. Т. 30. С. 245–281.

Правильный ритуал Сердца Небес [владыки] Северного предела [по традиции учения] Высшей чистоты (Шанцин бэй цзи тянь синь чжэн фа 上清北極天心正法) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан 中华道藏): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 北京: 华夏出版社,2004. Т. 30. С. 282–294.

Жао Дун-тянь 饒洞天. Свод законов для демонов, начертанный небесными письменами на костном мозге [по традиции учения] Высшей чистоты (Шанцин гу суй лин вэнь гуй люй 上清骨髓靈文鬼律) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан 中华道藏): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 北京: 华夏出版社, 2004. Т. 30. С. 295–307.

Лу Ши-Чжун 路時中. Великий ритуал из Нефритового зала Трех Небес [переданный] Сокровенным Изначальным из Беспредельно-высокого (У-шан сюань юань сань тянь юй тан да фа 无上玄元三天玉堂大法) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан 中华道藏): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 北京:华夏出版社, 2004. Т. 30. С. 387–506.

Davis E. Society and the Supernatural in Song China. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2001. 356 p.

Филонов С. В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности // Религиоведение. 2009. No 3. C. 56–69.

Лю Чу-сюань 劉處玄. Собрание поэтических произведений «Радость Небожителей-сяней» (Сянь лэ цзи 仙樂集) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан 中华道藏): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 北京: 华夏出版社, 2004. Т. 26. С. 559–591.

Eskildsen S. The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters. SUNY press, 2004. 274 p.

Ли Шоу-цзу 李守祖. Записи о монастыре, где почитают Совершенных (Чунчжэньгуань цзи 崇真觀記) // Ван Цзун-юй 王宗昱 (сост.). Новое издание надписей на каменных стелах школы Цюаньчжэнь эпох Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо ши кэ синь бянь 金元全真教石刻新编). Пекин: Пекин дасюэ чубаньшэ 北京:北京大学出版社. 2005. С. 100.

References

. Filonov, S. V. (2011), Zolotye knigi i nefritovye pis’mena: daosskie pis’mennye pamiatniki III–VI vv. [Golden Scriptures and Jade Script: Taoist Written Sources of the 3rd–6th Centuries], St. Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, St. Petersburg, Russia.

Filonov, S. V. (2015), “Concept of Penance and its Terminological Thesaurus in Early Taoist Scriptures”, available at: https://jinshu.amursu.ru/images/pdf/SF_2015_02.pdf (Accessed 7 November 2017).

Skar L. (2004), “Ritual Movement, Deity Cults, and the Transformation of Daoism in Song and Yuan Times”, in Kohn, L. (ed.), Daoism Handbook, in 2 vols., vol. I, Brill, Boston–Leiden, Holland–USA, pp. 413–465.

Matsumoto Kôichi (2015), “Daoism and Popular Religion in the Song”, in John Lagerwey & Pierre Marsone (ed.), Modern Chinese Religion, in 2 vols., vol. I, Song—Liao—Jin—Yuan (960–1368 AD), Brill, Boston–Leiden, Holland–USA, pp. 285–327.

Filonov, S. V. (2010), Vvedenie v daologiiu [Introduction to Daoist Studies], textbook, Amur State University Press, Blagoveshchensk, Russia.

Andersen, P. (2008), “Heisha” in Pregadio, F. (ed.), The Encyclopedia of Taoism, in 2 vols., vol. I, Routledge, London–New York, UK–USA, pp. 478–479.

Yamada Toshiaki (2008), “Tianpeng zhou” in Pregadio, F. (ed.), The Encyclopedia of Taoism, in 2 vols., vol. II, Rutledge, London—New York, UK–USA, p. 979.

Yuan Miao-zong (2004), “Tai shang zhu guo jiu min zong zhen bi yao” [Secret Essentials of the Totality of the Perfected for Assisting the State and Saving the People, in the Most High Tradition], in Zhonghua dao zang (China Daoist Canon), in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 313–386.

Deng You-gong (2004), “Shangqing tian xin zheng fa” [Rectifying Rites of the Heart of Heaven, in the Supreme Purity Tradition], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 245–281.

“Snagqing bei ji tian xin zheng fa” [Rectifying Rites of the Heart of Heaven of the Northern Pole, in the Supreme Purity Tradition], (2004), in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 282–294.

Rao Dong-tian (2004), “Shangqing gu sui ling wen gui lü” [Demon-code of the Numinous Writ of Bone-Marrow, in the Supreme Purity Tradition], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 295–307.

Lu Shi-zhong (2004), “Wu shang xuan yuan san tian yu tang da fa” [Great Method of the Jade Hall of the Three Heavens, of the Supreme Mysterious Origin], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 387–506.

Davis, E. (2001), Society and the Supernatural in Song China, University of Hawai’i Press, Honolulu, USA.

Filonov, S. V. (2009), “Early Taoism: Looking for Methodological Integrity”, Religiovedenie, no. 3, pp. 56–69.

Liu Chu-xuan (2004), “Xian le ji” [Anthology on Immortal Bliss], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 26, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 559–591.

Eskildsen, S. (2004), The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters, SUNY press, New York, USA.

Li Shou-zu (2005), “Chongzhenguan ij” [Records about the Monastery Where the Perfect are Honored], in Wang Zong-yu (ed.). Jin Yuan Quanzhen jiao shike xinbian [New Edition of the Records on the Stone Steles of Quanzhen school of the Jin and Yuan Dynasties], Beijing daxue chubanshe, Beijing, China, p. 100.

Загрузки

Опубликован

15.01.2019

Как цитировать

Белая, И. В., & Зельницкий, А. Д. (2019). «Правильный ритуал Сердца Небес» ( Тянь синь чжэн фа ): история, содержание и место в даосизме X–XIII вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(4), 611–623. https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.413