КОНЦЕПЦИЯ «КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИИ» — ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПАРАДИГМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ XVI–XVII ВЕКОВ?

  • Людмила Борисовна Сукина Институт программных си- стем «УГП им. А. К. Айламазяна», Российская Федерация, 152020, Ярославская область, г. Переславль- Залесский, ул. Советская, 2;

Аннотация

В статье рассматриваются методологические возможности концепции «конфессионализа- ции», сформировавшейся в немецкой историографии в последней четверти XX в. (В. Рейнхард, Г. Шиллинг) и получающей все большее распространение в российской науке (А. Прокопьев, Ю. Ивонин, М. Дмитриев), в том числе, в рамках изучения русской истории XVI–XVII вв. Особое внимание в статье уделено проблеме релевантности концепции «православной конфессиона- лизации» при анализе процессов и явлений религиозной жизни России того времени. Для обо- снования концепции «православной конфессионализации» необходимо не только установить особенности функционирования византийской традиции в православных культурах Восточной Европы (М. Дмитриев), но и рассмотреть развитие религиозных воззрений и норм в православ- ных обществах XVI–XVII вв., учитывая влияние других конфессий и столкновения с ними. Так или иначе, уже сейчас можно выделить некоторые позиции, позволяющие говорить о синхрон- ности и асинхронности процессов религиозного реформирования и развития в истории России, Восточной и Центральной Европы. В религиозной жизни России XVI–XVII вв. сформировались все формальные признаки процесса «конфессионализации», но их проявления в социальных и культурных условиях конкретной исторической среды отличались существенным своеобра- зием. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова:

конфессионализация, историография, русская история, религия, православие

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Zeeden E. Grundlagen und Wege der Konfessionsbildung in Deutschland im Zeildter der Glaubenskampfe // Historische Zeitschrift . 1958. N 185. S. 249–299.

Reinhard W. Zwang zur Konfessionalisierung? Prolegomena zu einer Th eorie der konfessionalen Zeitalters // Zeitschrift für Historische Forschung. 1983. Bd 10. S. 257–278.

Schilling H. Aufb ruch und Kriese: Deutschland 1517–1648. Berlin: Siedler 1988. 508 S.

Lotz-Heumann U. Th e Concept of «Confessionalization»: a Historiographical Paradigm in Dispute // Memoria y Civilizatiόn (MyC). 2001. N 4. S. 93–114.

Plokhy S. Th e Cassacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford: University Press 2001. 402 p.

Плохiй С. Наливайкова вiра: Козацтво та релiгя в ранньомодернiй Украïнi. Киïв: Критика 2005. 496 с.

Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в восточной Европе во второй полови- не XVI века? // Дрогобицький краєзнавчий збiрник. Вып. 16. Дрогобич: Коло 2012. С. 133–152.

Троицкий С. В. Католическая церковь // Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. Т. 1. А–К. М.: Большая Российская Энциклопедия 1993. С. 712–713.

Корзо М. А. Украинская и белорусская катехизическая традиция конца XVI–XVIII в.: становле- ние эволюция и проблемы заимствований. М.: ИФ РАН 2007. 672 с.

Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586–1788): источниковедческое исследование. М.: Рукописные памятники Древней Руси 2009. 648 с.

Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М.: Ин- дрик 2002. 352 с.
Опубликован
2018-12-02
Как цитировать
Сукина, Л. (2018). КОНЦЕПЦИЯ «КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИИ» — ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПАРАДИГМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ XVI–XVII ВЕКОВ?. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(2), 115-119. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3093