КОНЦЕПЦИЯ «КОНФЕССИОНАЛИЗАЦИИ» — ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПАРАДИГМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ XVI–XVII ВЕКОВ?
Аннотация
В статье рассматриваются методологические возможности концепции «конфессионализа- ции», сформировавшейся в немецкой историографии в последней четверти XX в. (В. Рейнхард, Г. Шиллинг) и получающей все большее распространение в российской науке (А. Прокопьев, Ю. Ивонин, М. Дмитриев), в том числе, в рамках изучения русской истории XVI–XVII вв. Особое внимание в статье уделено проблеме релевантности концепции «православной конфессиона- лизации» при анализе процессов и явлений религиозной жизни России того времени. Для обо- снования концепции «православной конфессионализации» необходимо не только установить особенности функционирования византийской традиции в православных культурах Восточной Европы (М. Дмитриев), но и рассмотреть развитие религиозных воззрений и норм в православ- ных обществах XVI–XVII вв., учитывая влияние других конфессий и столкновения с ними. Так или иначе, уже сейчас можно выделить некоторые позиции, позволяющие говорить о синхрон- ности и асинхронности процессов религиозного реформирования и развития в истории России, Восточной и Центральной Европы. В религиозной жизни России XVI–XVII вв. сформировались все формальные признаки процесса «конфессионализации», но их проявления в социальных и культурных условиях конкретной исторической среды отличались существенным своеобра- зием. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова:
конфессионализация, историография, русская история, религия, православие
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.